в 2000 годах в одном из НИИ решили мне показать топливный фильтр. Оказалось что он забит, визуально серые отложения (смотрел под микроскопом). сказали что это соли цинка. Фильтр от одного ядреного самолета, на посадке последовательное самопроизвольное отключение 4 двигателей, последний уже на пробеге.
расследование показало, что одна труба ЦЗ имеет вмятину, осмотр вмятины изнутри показал растрескивание цинкового защитного покрытия, отсутствие цинка и коррозию самой трубы. Серые отложения можно было увидеть при хорошем освещении по разнице оттенков на никелевой сетке саржевого плетения. Поинтересовался жидкостью, И-М использовали? Хозяева метнулись за документами и подтвердили - И-М.
Естественно был встречный вопрос - мол как определил?
Пришлось рассказать что с подобным явлением столкнулся в 81 году на Ми-2 (тогда у них стояли еще фильтры грубой очистки, дисковые), когда перешел с ТГФ на ТГФ-М. Налет там был бело-серый. Оказалось что это соли кадмия (некоторые трубопроводы покрыты кадмием изнутри), которые вступали в реакцию при наличии метанола в ТГФ-М.
С чего началось в 81 - при сливе отстоя - мутное топливо, в теплом помещении муть не исчезала. Пришлось снимать фильтры и смотреть, тогда и обнаружилось.