Катастрофа самолета RRJ-95LR-100 RA-89049 в Московской области 12.07.2024 - обсуждение

Исходя из того, что ТО авиатехники ГА подлежит обязательной сертификации, персонал по ТО является авиационным персоналом и сертифицируется по ФАП-147, идиот в принципе исключен как не умеющий читать тоже.

А вот чтобы техник реже ошибался, и если ошибется, то ошибку вовремя исправили - это обеспечивает не конструктор, а организационные мероприятия, правильная организация ремонта и техобслуживания.
Так давайте вообще отменим какие либо различия у деталей? Все разъемы одного типа и чтобы ни каких ключей для позиционирования, как воткнул так и хорошо.
Вот весело станет техникам при сборке и потом обслуживании.

Вот вам мешок деталей, соберите мне самолет, выйдет танк - примените напильник.
 
Реклама
А тут ещё из Чкаловского привет передавали.
Для тех, кто не знает. Как было соединено, и как должно было быть.

4_11.jpg


5_10.jpg
 
Я правильно понимаю, что по логике крайних страниц современный конструктор (технолог) должен рисовать конструкцию (разрабатывать техпроцесс) исходя из того, что на сборке/ремонте задействован, идиот не умеющий читать и в принципе понимать что-либо в конструкторской/технологической документации?
Нет, он должен рисовать конструкцию для сборки/разборки сферическим монтажным роботом в вакууме, хранения на таком же сферическом роботизированном складе (непременно в вакууме, чтобы случайные посетители не перепутали накладки), ну и желательно для использования под управленим исключительно такого же сферического автопилота.

А откуда эксплуатант возьмёт этих сферических - не его, художника, дело.
 
70 T7.92.7052.031.000.73/C ** 190 T7.92.7052.031.000.73/C ** 190A T7.92.7052.031.000.73/D
То есть тут три разных рисунка позиций? и они не поддаются различению лево/право?
Начиная с машины 95022 различаются обозначения (по старому чертежные номера) накладок основного и резервного датчиков (без различия правой и левой).
Для машины 95007 ("Юрий Гагарин") обозначения накладок правой и левой различались. T7.92.0364.230.003.73/A - левая, T7.92.0362.230.003.73/A - правая.
То есть, по моему, проблему видели, но, в конечном итоге, решили "и так сойдет".
Автоудаление.
 
Последнее редактирование:
Нет, он должен рисовать конструкцию для сборки/разборки сферическим монтажным роботом в вакууме, хранения на таком же сферическом роботизированном складе (непременно в вакууме, чтобы случайные посетители не перепутали накладки), ну и желательно для использования под управленим исключительно такого же сферического автопилота.

А откуда эксплуатант возьмёт этих сферических - не его, художника, дело.
Все что нужно было это добавить процедуру проверки. После чего мелкие недочеты в документации на установку не играли бы особой роли.
 
Все что нужно было это добавить процедуру проверки. После чего мелкие недочеты в документации на установку не играли бы особой роли.
Если полностью то дорого, а чтобы дешево - поленились прописать.
 
Если полностью то дорого, а чтобы дешево - поленились прописать.
Что там дорого то? Взять линейку приложить к корпусу под известным углом (можно и нарисовать там метки вообще то) поставить указатель УА и считать данные в кабине? Или если уж так супер пупер сложно то _перед снятием установить указатель на макс угол вверх - отрисовать маркером линию. Установить на макс угол вниз - отрисовать линию. Взять середину и отрисовать третью линию. Считать и записать 3 значения в кабине.

После установки назад - установить по тем же линиям и считать и записать снова значения. Сравнить. Если отличаются или если не выходит установить под нужным углом - значит наврали. Если выходит то все в порядке, но значения все равно нужно сравнить так как может датчик другой или провода не так включили.

Делов на 10 минут, стремянка нужна, маркер, и 2 человека - один в кабине один на стремянке (ну или один если есть способ данные с кабины на стремянке прочитать например ноут подключить каким то образом).

Ну или делаем метод _провести линию на 10ю заклепку и эта линия должна дать угол 10 градусов плюс минус пол градуса.

Все это несложно было продумать и сделать. И уж первый метод, чем там загадочные метки на дырках, куда надежнее был бы. Хотя бы обеспечивал бы правильную установку.
 
А как же, ведь люди иногда ошибаются. Тут уже несколько страниц хором доказывают, что как бы конструктор не старался, а техник обязательно когда-нибудь ошибется и самолет упадет. А техник не виноват, он же человек. Так вот, чушь всё это. Конструктор делает детали с однозначной установкой только лишь для уменьшения трудоемкости сборки и контроля правильности сборки. А вот чтобы техник реже ошибался, и если ошибется, то ошибку вовремя исправили - это обеспечивает не конструктор, а организационные мероприятия, правильная организация ремонта и техобслуживания.
У вас два предолжения противоречат сами себе. Пишите ".... для..... контроля правильность сборки". И далее пишите, что не конструктор обеспечивает защиту от ошибок. Так-то контроль правильности сборки это и есть один из наиважнейших методов защиты от ошибок. И да правильно пишите, что этим занимается конструктор.
Никто не отменяет организационных мероприятий, и я могу вам нарассказать как орг.мероприятиями решали такое количество в принципе не решаемых проблем. Это важный аспект. НО! Конструктора ССЖ исхитрились сделать косячную конструкцию, в процессе косячных решений сделали не менее косячный костыль. И далее вместо того чтобы обеспечить беспроблемность работы костыля в виде хорошо написанных инструкций, была изготовлена весьма неодназначная бумажка. И вот к примеру я, ну не могу оправдать коллег разработчиков. Прям совсем никак.
 
Давно все придумано-продумано. На типе устанавливаются Thales-овские АОА, изначально имеющие установочные штифты на фланце. Установочное кольцо (прокладка) служит для обеспечения герметичности соединения. Нельзя было скачать/купить пакет КД этих датчиков? Вопрос риторический: зачем тратить деньги, если модно заработать изобретая свой способ установки... Изобретатели.

Screenshot_20250801_083229_Chrome.jpg
 
Реклама
Что там дорого то? Взять линейку приложить к корпусу под известным углом (можно и нарисовать там метки вообще то) поставить указатель УА и считать данные в кабине? Или если уж так супер пупер сложно то _перед снятием установить указатель на макс угол вверх - отрисовать маркером линию. Установить на макс угол вниз - отрисовать линию. Взять середину и отрисовать третью линию. Считать и записать 3 значения в кабине.
Вот нарисовать метку - это путь к катастрофе. Пока самолет будет стоять метка смоется дождями кислотными, техник разглядит другую черточку, освежит ее краской и вперед на баррикады.

Тут фокус в том, что поверка должна быть или полноценной или никакой. Проверяем не просто "в ту ли сторону смотрит датчик", а чтобы отклонение было в допуске (ведь у погибшего самолета датчики смотрели в правильную сторону), или делаем железо так, чтобы по другому просто не поставить.
 
Вот нарисовать метку - это путь к катастрофе. Пока самолет будет стоять метка смоется дождями кислотными, техник разглядит другую черточку, освежит ее краской и вперед на баррикады.

Тут фокус в том, что поверка должна быть или полноценной или никакой. Проверяем не просто "в ту ли сторону смотрит датчик", а чтобы отклонение было в допуске (ведь у погибшего самолета датчики смотрели в правильную сторону), или делаем железо так, чтобы по другому просто не поставить.
Ну значит возьмите и нарисуйте там изначально сектор поворота датчика, и все. Тоже делов то.

Проверка именно что _в первую позицию - на дисплее +20 во вторую позицию - на дисплее -5 - все верно_. А позиции можно нарисовать там изначально можно еще много чего сделать. И в конце концов маркером несмываемым нарисовать при снятии тоже несложно. Ничего там не смоется, самолет без датчика точно уж не под дождем стоит.

А штифты и прочее всегда можно перепутать, поставить не то, забить кувалдометром, подключить не те провода, подключить так что верно работающий датчик даст неверные результаты. Возможности сделать ошибку - множество несчетное (всегда найдя 10 возможностей - кто еще найдет и 11ю). Поэтому и делается проверка конечного результата. И для нее не нужен лазер и прочая мутня. Как минимум достаточно несмываемого маркера и стремянки.

ПС. Нужно понимать что шанс поставить неправильно есть всегда. Его можно сильно уменьшить но он всегда будет достаточно высоким чтобы мог случится на практике. Даже при 2 датчиках, так как их ставит один человек, шанс что он сделает одно и тоже - не такой уж и низкий. Также есть шанс и нахимичить с проверкой но он много ниже тем более что неверно делающаяся проверка сразу даст ошибку при правильной установке то есть дефект самой проверки вылезет очень быстро. И именно 2 меры - и штифты (и разъемы такие что не подключишь не тот датчик) + любая самая простая проверка - уменьшают шанс на ошибку до практического нуля. А по отдельности этот шанс всегда будет практическим не нулем и рано или поздно вылезет.
 
Последнее редактирование:
Ну значит возьмите и нарисуйте там изначально сектор поворота датчика, и все. Тоже делов то.
Пришлось освежить память поиском по теме - отклонение показаний датчиков из-за перестановки мест накладок составило 2,5 градуса. Какой такой нарисованной меткой вы собрались эти градусы ловить?
 
Нужно понимать что шанс поставить неправильно есть всегда.
Нет такого шанса, читайте технологию первоначальной установки.
В эксплуатации ничего никуда сместиться не может, сейчас в РЭ внесено изменение - накладка не снимается с фюзеляжа при демонтаже-монтаже, это обеспечивает 100% правильность установку ДУА парой "штифт-отверстие".
Никакие проверки ДУА в эксплуатации после эксплуатационной операции снятие-установка не требуются - пространственное положение обеспечено заводом-изготовителем.
Надежность закладывается при конструировании, обеспечивается при изготовлении, поддерживается при эксплуатации.
 
Нет такого шанса, читайте технологию первоначальной установки.
В эксплуатации ничего никуда сместиться не может, сейчас в РЭ внесено изменение - накладка не снимается с фюзеляжа при демонтаже-монтаже, это обеспечивает 100% правильность установку ДУА парой "штифт-отверстие".
Никакие проверки ДУА в эксплуатации после эксплуатационной операции снятие-установка не требуются - пространственное положение обеспечено заводом-изготовителем.
Надежность закладывается при конструировании, обеспечивается при изготовлении, поддерживается при эксплуатации.

Дык это известно, что поменяли технологию. Вопросы конечно есть, что на заводе самолет подгоняют к датчику... Но это не принципиально, еще не такое видели на отличной и прекрасно себя зарекомендовавшей технике. Проблема в другом, почему изначально не написали так. И как-то пропустил, проверка работы датчика после его замены на земле имеется? Оно ведь бывает, что и датчик бракованным может оказаться. В моей практике был случай, когда магнитные датчики положения одинаково врали на примерно 5 градусов. Целая партия. Брак с очень уважаемого завода (иностранного) прилетел. ПОтом извинялись все и заменяли по быстрому. Прилетал отдельный человек с датчиками и извинениями. Большая редкость, но может и так быть. Поэтому проверку на земле надо по хорошему проводить.
До катастрофы вообще ничего этого не было.
 
Вопросы конечно есть, что на заводе самолет подгоняют к датчику...
Это не серьёзно, читайте технологию в Отчете.
На заводе входной контроль компонентов обязателен, если изготовитель посчитает нужным проверять компонент перед его установкой, то к эксплуатации это не имеет к отношения.
Для эксплуатации обязательны требования РЭ, нет проверок в РЭ - их не будет.
Здесь обсуждается катастрофа по вине эксплуатации, ни одного подобного случая, по опросу эксплуатантов комиссией МАК, не было.
 
Что там дорого то? Взять линейку приложить к корпусу под известным углом (можно и нарисовать там метки вообще то) поставить указатель УА и считать данные в кабине? Или если уж так супер пупер сложно то _перед снятием установить указатель на макс угол вверх - отрисовать маркером линию. Установить на макс угол вниз - отрисовать линию. Взять середину и отрисовать третью линию. Считать и записать 3 значения в кабине.

После установки назад - установить по тем же линиям и считать и записать снова значения. Сравнить. Если отличаются или если не выходит установить под нужным углом - значит наврали. Если выходит то все в порядке, но значения все равно нужно сравнить так как может датчик другой или провода не так включили.

Делов на 10 минут, стремянка нужна, маркер, и 2 человека - один в кабине один на стремянке (ну или один если есть способ данные с кабины на стремянке прочитать например ноут подключить каким то образом).

Ну или делаем метод _провести линию на 10ю заклепку и эта линия должна дать угол 10 градусов плюс минус пол градуса.

Все это несложно было продумать и сделать. И уж первый метод, чем там загадочные метки на дырках, куда надежнее был бы. Хотя бы обеспечивал бы правильную установку.
Инструмент: клюшку с прорезью под лопасть датчика и фиксатором, которая под собственным весом устанавливала бы датчик близко к нулю. И проверка показаний в кабине. Дополнительно: на борту красиво обозначить крайние положения датчика.
Рацпредложение. Заработал виртуальный бакс. :)
Автоудаление.
 
Последнее редактирование:
Пока самолет будет стоять метка смоется дождями кислотными...
О, точно! А то я все думаю, почему на фото 115 в отчете метка на накладке видна, а ответная метка на обшивке фюзеляжа - нет...

Opera Снимок_2025-08-01_01401311_report_ra-89049.jpg
 
Последнее редактирование:
Инструмент: клюшку с прорезью под лопасть датчика и фиксатором, которая под собственным весом устанавливала бы датчик близко к нулю. И проверка показаний в кабине. Дополнительно: на борту красиво обозначить крайние положения датчика.
Рацпредложение. Заработал виртуальный бакс. :)
Автоудаление.
Если длина клюшки три метра то на ее конце, при условии полного отсутствия люфта, один градус даст 5мм, остается только придумать легкий способ выставить самолет строго горизонтально и измерить это.
 
Реклама
Нет такого шанса, читайте технологию первоначальной установки.
В эксплуатации ничего никуда сместиться не может, сейчас в РЭ внесено изменение - накладка не снимается с фюзеляжа при демонтаже-монтаже, это обеспечивает 100% правильность установку ДУА парой "штифт-отверстие".
Никакие проверки ДУА в эксплуатации после эксплуатационной операции снятие-установка не требуются - пространственное положение обеспечено заводом-изготовителем.
Надежность закладывается при конструировании, обеспечивается при изготовлении, поддерживается при эксплуатации.

1) новая накладка имеет один и тот же номер детали на все позиции ... т.е. до первичной установки накладки идентичны и могут быть установлены во все предназначенные места ...

2) после снятия немоги ее поставить в другое место ...

3) логично предположить, что в процессе установки и эксплуатации она несколько деформируется и адаптируется под конкретное место ...

4) налицо измемение геометрии и смещение отдельных поверхностей относительно других ... наверняка с проскальзыванием по поверхности как датчика, так и фюзеляжа ... иначе зачем запрет на перестановку, если геометрия не поплыла?
 
Назад