Катастрофа самолета Boeing 787-8 авиакомпании Air India в Ахмадабаде 12.06.2025

Дык, и снова (и опять, и никогда такого не было, но вот опять) один и тот же вопрос - кто PF? Цинично говоря, в поверхность вошли уверенно, красиво. То есть управляемо.


Как чуть выше написал, в поверхность вошли уверенно, красиво. Следовательно, управляемо. Следовательно, пилоты работали. (Была бы паника, был бы крен в любую сторону - тянули бы куда угодно.)
Поскольку крена не было (во всяком случае, на доступных видео оного не видно), значит отказа одного из двигателей тоже не было. (Поправьте, если я не прав, но высота малая, скорость низкая, следовательно подъёмная сила так же критически низкая и при условно-внезапном отказе любого одного двигателя очень быстро будет ощутимый крен в его сторону.) Вероятность их одновременной синхронной остановки представляется крайне малой. Топливо? Ну как-то слабо верится, что на рулёжке и пробеге всё с ним было норм, а потом одновременно в оба двигателя пошла какая-то фигня. Учитывая, что блоков управления движками тоже два... Вероятность такого события, что оба двигателя синхронно выключились либо ушли на малый газ - низкая.
А вот обычный косяк с расчётом взлётной массы и соответствующих режимов (для двигателя, для крыла) - очень даже вероятное. На заре авиации сплошь и рядом - разбег, подпрыг и кувырк. Может, ещё с центровкой ошиблись - ввели в компьютер неверные сведения, получили неверные сведения для установки механизации крыла и режим работы силовых установок. (Учитывая степень электрификации и автоматизации, вряд ли РУДы имеют прямую (тросовую) связь с силовыми установками - всё через блок управления. Сунуть ты можешь сколько угодно вперёд, но это не ты, а блок управления будет решать, что в данном случае будет "полный газ".)

Таким образом, единственным единым центром управления всем ВС является, собственно, его электронный болван. Только он может синхронно выдавать одинаковые команды на исполнительные органы.


А есть какие-то другие варианты? Чисто технически. Типа, правление Боинга нажрётся валерианки и всем-всем-всем скажет сажать борта?
Не будет крена при отказе одного двигателя, там же TAC постоянно работает
 
Реклама
И ещё раз про FADEC , я так понимаю, видимо, Боинг делает упор на EEC как главный компонент FADEC (как видно на схеме двигателя), при этом в спецификации от Боинга, показанной выше , упоминает именно как блок FADEC , при этом EEC как была главным элементом FADEC, так им и остаётся. Можно взять как пример систему отопления дома, в ней главный компонент котел, можно говорить, что он отапливает дом, но тем не менее он не может это делать без труб, запорных элементов, батарей, так и EEC имеет дополнительные компоненты и не функционирует сама по себе, что в итоге составляет FADEC, о чем и пишет Боинг в своей спецификации.
Зарекался тут писать, но не удержался...
Смешались в кучу кони, люди...

FADEC это коммерческое наименование электронной системы управления двигателем (EEC), которую производит совместное предприятие Safran и BAE Systems под названием FADEC International.
EEC с названием FADEC стоит только на двигателях CFM и GE
На двигателях RR и PW стоит EEC без названия FADEC, но функцию выполняет ту же самую.
 
Зарекался тут писать, но не удержался...
Смешались в кучу кони, люди...

FADEC это коммерческое наименование электронной системы управления двигателем (EEC), которую производит совместное предприятие Safran и BAE Systems под названием FADEC International.
EEC с названием FADEC стоит только на двигателях CFM и GE
На двигателях RR и PW стоит EEC без названия FADEC, но функцию выполняет ту же самую.
Высказано здесь много мнений, пожалуйста, подтвердите как-то документально ваше объяснение, и вопрос будет закрыт.
 
Не будет крена при отказе одного двигателя, там же TAC постоянно работает
Но будет скольжение - на видео его не наблюдается. Да и при отказе одного двигателя самолет не должен так падать.
Так что версия отказа одного двигателя сомнительная.
 
Высказано здесь много мнений, пожалуйста, подтвердите как-то документально ваше объяснение, и вопрос будет закрыт.
Хоть вопрос не мне - вклинюсь.
Документально - я показывал цитаты из FCOM Боинга где отсутствует сокращение FADEC, но имеется ЕЕС. Для 787 написана функия ЕЕС - "Each EEC has ful authority over engine operation"^ т.е. правильно пишет VVO - названия разные, функции одинаковые.
 
А что это за документ?
Титульный лист можете показать?
ABR.JPG


Автоудаление.
 
я показывал цитаты из FCOM Боинга где отсутствует сокращение FADEC, но имеется ЕЕС.
Показывали и другие документы(выдержки) где есть. И по сути если это действительно коммерческое название FADEC, с чего бы Боингу от него напрочь отказаться, использует кое-где, и это нормально
 
Последнее редактирование:
Вероятно, вообще где -то в общей Техчасти у Боинга стоит упоминание / пояснение один раз со звёздочкой: (по коммерч. спецификации FADEС), далее ЕЕС. И вообще если Эйрбас всегда упоминает как FADEС, а Боинг иногда, то считаю не нужно путаницы и всегда называть FADEС.
 
Реклама
Есть же первоисточник:

This 3rd generation of FADEC equips numerous commercial aircraft: Airbus A318, A319, A320, A321, and A380, the Boeing 737NG, 747-800, 767, 777, and 787 Dreamliner, and is also used on military applications such as the Airbus A400M - The story of FADEC [1/3]

Странно что в списке нет A350

На сайте BAE инфа представлена несколько иначе и получается что FADEC - один из блоков EEC, точнее EEC это как бы общее название, FADEC - основной блок который этот самый Electronic Engine Controls и обеспечивает. Ну, я так понял

Our comprehensive engine system products and capabilities include:
  • Full Authority Digital Engine Controls (FADEC)
  • Advanced supervisory controls
  • Power distribution and management
 
Последнее редактирование:
Но будет скольжение - на видео его не наблюдается. Да и при отказе одного двигателя самолет не должен так падать.
Так что версия отказа одного двигателя сомнительная.
О скольжении заговорили едва ли не сразу после появления видео. Одним казалось что оно есть (влево), другие никакого скольжения не наблюдали.
Из более-менее объективного: на карте место катастрофы находится на удалении около 1500м от торца ВПП, примерно на 150м левее ее продолженной осевой линии.
 
А как РУДы связаны с ФАДЕКами (ну да, там называют блоки иначе но по сути те же ФАДЕК)? Нет там единой точки отказа для обоих? И еще, очень смущает то что при потере связи с РУДами ФАДЕК убирает двигатели на IDLE (что по мне крайне странно), если верить тут некоторым постам.
Кроме РУДов еще нужно взять учет отсутствие управления органами управления самолетом. Т.е. штурвалы тоже отпали, как и управление стабилизатором и механизацией. Если где то все сигналы от экипажа сходятся в одну точку, то может быть и там проблема. Но вряд ли Боинг не обеспечил дублирование.
 
О скольжении заговорили едва ли не сразу после появления видео. Одним казалось что оно есть (влево), другие никакого скольжения не наблюдали.
Из более-менее объективного: на карте место катастрофы находится на удалении около 1500м от торца ВПП, примерно на 150м левее ее продолженной осевой линии.
Как версия звучало что целились в улочку, как раз чуть влево идущую.
 
FADEC это коммерческое наименование электронной системы управления двигателем (EEC), которую производит совместное предприятие Safran и BAE Systems под названием FADEC International.
EEC с названием FADEC стоит только на двигателях CFM и GE
На двигателях RR и PW стоит EEC без названия FADEC, но функцию выполняет ту же самую.
К чему этот FADEK/EEC относится, к "самолету", или к "двигателю", если по аналогии отечественным РЭ/РТЭ ? Иными словами, кто за него отвечает в конечном итоге Боинг или GE ?
 
К чему этот FADEK/EEC относится, к "самолету", или к "двигателю", если по аналогии отечественным РЭ/РТЭ ? Иными словами, кто за него отвечает в конечном итоге Боинг или GE ?
FADEC и EEC как его составная часть относятся к двигателю. В РТЭ это АТА 73 Fuel System and Control. Есть Functional Interface Control Document который описывает взаимодействие FADEC с самолетными системами. Это совместный документ разработчика самолета и двигателя. FADEC получает, анализирует и записывает данные в свою NVM Non-volatile memory десятки если не сотни самолетных праметров необходимых для обеспечения работы и логики управления тягой. NVM есть в каждом ЕЕС. Так что помимо FDR информацию о работе двигателей можно извлечь и от туда. И там ее будет намного больше
 
Последнее редактирование:
Давйте версии! что вы зациклились на названиях!

Добавлю предложение. Эту дискуссию про FADEC-EEC пренести в ветку вопросы-ответы. ТАм это более уместно и если у кого есть еще вопросы можно более детально обсудить.
 
Последнее редактирование:
Фадек относится к двигателю. Он собирает показания с датчиков в двигателе и обеспечивает регулирование процессов в двигателе для всего диапазона режимов полета. Это его основная задача. В базе от самолета ему нужно только знать положение РУД, включая реверс, и вкл/выкл.
Были идеи по интеграции контуров датчиков самолета и движка, чтобы иметь резервные датчики из каждой системы в соседнюю, в случае отказа своих.
Но в целом основной вектор это сделать так, чтобы движок был по максимуму обособлен от систем самолета - получал топливо, отдавал электричество и давал тягу.
Воздух для СКВ и ПОС на 787 не отбирается - самолет обеспечивает себя сам. Это упрощает конструкцию самолета и еще лучше обеспечивает взаимозаменяемость.
 
Реклама
Хоть вопрос не мне - вклинюсь.
Документально - я показывал цитаты из FCOM Боинга где отсутствует сокращение FADEC, но имеется ЕЕС. Для 787 написана функия ЕЕС - "Each EEC has ful authority over engine operation"^ т.е. правильно пишет VVO - названия разные, функции одинаковые.
Я несколько раз размещал сообщения с прямыми цитатами из руководств Боинга и GE про FADEC-EEC и пояснениями. Если коротко - FADEC это система, ЕЕС главный компонент системы, реализующий цифровое управление двитгателем. Но сообщения удаляются кем-то или чем-то.
 
Назад