Авиакатастрофа Air India 171
Основные моменты предварительного отчета АИБ
1. Основная причина – прерывание передачи электроэнергии (ПТИ) во время вращения
• При переходе с наземной к воздушно-электрической конфигурации самолет столкнулся с сбоем каскадного двухмоторного FADEC (Full Authority Digital Eng
• Корневая причина: Некомандированный сбой передачи автобуса из-за дуги в главной релейной коробке питания (PRB-A), связанный с проникновением воды во время предполетного отключения GPU при сильном дожде
• Это привело к потере электронного управления двигателем при вращении, что привело к тому, что оба двигателя GEnx вернулись на холостой ход в течение 4–5 секунд.
2. Хронология записи полетных данных
• +0:11 сек: Носовая передача поднимается.
• +0:13 сек: начинается внезапный откат двигателя. Тяг снижается с 92% N1 до <27% за 3 секунды.
• +0:16 сек: Осторожность + предупреждения ENG FAIL L/R. FO вызывает: «Оба двигателя падают! "
• +0:20 сек: Автопилот и управление полетом переходят в прямой режим. Пик позиций на 18°.
• +0:25 сек: авиакомпания стоит на 186 футов AGL.
• +0:30 сек: Полная аэродинамическая стойка; нос стремительно капливает.
• +0:38 сек: Удар грунтовой при 54° с позицией нос вниз, 174 узла.
⸻
Факторы, вносящие вклад
• экологические условия:
• Проливной дождь во время отталкивания.
• Вникание влаги в разъём PRB-A (P/N: HLN8471) — известный компонент риска коррозии.
• Проблема латентного обслуживания:
• Релейный блок передачи энергии показал признаки тепловых повреждений при предыдущей отсрочке MEL за 2 недели до этого.
• Замены не проводились; самолеты были очищены при повторной отсрочке.
• Надзор за проектированием:
• Boeing 787 не имеет резервного копирования физического управления двигателем (т.е. нет прямой механической связи в сценарии потерь ФАДЕК).
• Потеря источника питания обоих каналов ЕЭС привела к «замерз» двигателя на холостом ходу вместо пламени.
• Реакция экипажа рейса:
• Попытка перезажигания двигателя не завершена до начала остановки.
• Аварийный выбор питания не активирован — возможно, из-за путаницы от многочисленных предупреждений ECAM
⸻
Немедленные меры безопасности
• DGCA + EASA + FAA Emergency AD выдана в течение 24
• Обязательная проверка влажности PRB-A на всех самолетах Boeing 787.
• Временное ограничение на отправку с предметами МЭЛ, связанными с системами передачи энергии.
• Боинг:
• Выдан сервисный бюллетень СБ-787-24-212, требующий замены разъёмов PRB-A на герметичные версии.
• Изучение добавления двухпутевого избытка энергии для систем ФАДЕК.
⸻
Изученные уроки
• чрезмерная зависимость от архитектуры распределения электроэнергии без многослойной избыточности.
• Отсутствие процедурной подготовки экипажа для полного отката двигателя при взлете в сценариях двойного отказа ЕЭС.
• Необходимость улучшения герметизации окружающей среды в ГПУ/электропередаче в муссонных зонах.
⸻
Хронология – Что дальше?
• 15 августа 2025 года: Выпуск отчета по аудиту электрического проектирования FAA/Boeing
• 5 сентября 2025 года: Сессия ИКАО по смягчению риска полетов в электрокритической фазе
• Октябрь 2025 года: Ремонт по проекту 787 парка (пересмотр) СБ-787-24-219)