Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Ми-8Т, старичок!
Тем не менее все, что надо для эксплуатации д/н в ПМУ и СМУ с м/м 50/500
у него было, хотя и без излишеств. В 1973г после училища переучился на Ми-8Т
и теперь с удовольствием вспоминаю свою летную работу на нем.
 
море было не синим, а грязным от нефти ( говорили, где-то затонул танкер).
В 1981г на входных молах Клайпеды разломился пополам импортный танкер.
Летал на фотографирование последствий, страшное дело. Весь берег в сторону
Паланги в чёрном прибое, песок с чёрной полосой мазута. Опасное это дело,
нефтепродукты. Недавно в Азово-Черноморском районе беда с танкером и вообще...
...
Клайпеда
 
Последнее редактирование:
Трагические страницы истории вертолетного полка ВВС КСФ…
«16 мая 1988 года (37 лет назад) на аэродроме Ровный произошла катастрофа вертолёта Ка-27пл из состава 38-го окплвп ВВС Северного флота. Командир экипажа – командир вертолета военный летчик без класса лейтенант О. В. НИКОЛАЙЧУК

В сложных метеоусловиях экипаж после контрольного полета в данную летную смену выполнял третий самостоятельный полет в облаках.

Через 3-и минуты после взлета в районе второго разворота «большой коробочки» штурман экипажа капитан А.В. Быков доложил о занятии заданной высоты 600 метров и предупредил командира «Не уменьшай скорость». Летчик отдал ручку управления от себя, при этом произошло увеличение скорости полета со 157 км/ч до 170 км/ч. В дальнейшем, несмотря на увеличение угла пикирования скорость не возрастала. Летчик продолжал увеличивать угол тангажа на пикирование, наблюдая за указателем скорости, при этом упустил контроль за тангажом и креном и тем самым вывел вертолет на режим, превышающий лётные ограничения. Вертолет с углом тангажа 66 градусов и левым креном 70 градусов столкнулся с землей и разрушился. Экипаж погиб.

После того как пропала отметка цели на экране РЛС и одновременно прекратилась радиосвязь с экипажем руководитель полетами направил к месту падения поисково-спасательный вертолет. Через 38 минут экипаж поисково-спасательного вертолета обнаружил на удалении 6 км от ВПП горящий на земле вертолет. Осмотром на земле обнаружено, что падению вертолета предшествовало его разрушение в воздухе.

Непосредственной причиной катастрофы является вывод вертолета за пределы лётных ограничений, что привело к схлестыванию лопастей несущих винтов в воздухе.»
 
Последнее редактирование:

Всем здравствуйте.
Это, так сказать версия официальная.
А вот что нам довёл полковник Наружный на разборе катастрофы Су25 в Севере 3 (27 ноября 1992 г., ночью, в ПМУ, при выполнении полёта в зону пилотажа на малых высотах, из-за ошибки лётчика в технике пилотирования, выполняя пикирование, потерпел катастрофу на Су-25уб с экипажем ст. штурмана полка лётчика подполковника В.В. Демьяненко и ст. инспектора-лётчика ОБП ВВС СФ полковника А.Н. Кондратьева. Самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб).
При разборе у нас возникли вопросы, чисто арифметические, нестыковки в данных расшифровки по Vy и H. Ответ был никакой, к сожалению, и дальше разговор перешёл в русло обсуждения нестыковок в отчётах о катастрофа вообще и не только.
И вот тут Наружный вспомнил катастрофу Николайчука и рассказал, что в 1988 как раз в момент катастрофы был подписан контракт на поставку вертолётов Ка27 англичанам. А расследованием было установлено, что вины лётчика в выводе вертолёта на режим, при котором произошёл перехлест и разрушение несущих лопостей, не было.. но контракт, поставки, деньги, а экипаж погиб, ему уже все-равно...
 
Разве СССР поставил бы военную технику стране-члену НАТО...
 
Последнее редактирование:
Ещё одно трагическое АП произошло в нашем полку в этот день….
«16 мая 1963 года (62 года назад) произошла катастрофа вертолёта Ка-15 из состава 830-го отдельного авиационного полка вертолетов ВВС Северного флота. Командир экипажа - военный летчик 3-го класса капитан Виктор Николаевич КОНОНОВ.

Днем в простых метеоусловиях экипаж выполнял тренировочный полёт по маршруту.

Через 19 минут после взлета с аэродрома Североморск-2 и набора высоты 400 метров, по докладам очевидцев, у вертолета начали отрываться лопасти несущих винтов и разрушаться хвостовое оперение. Вертолет перешел в беспорядочное падение, ударился о водную поверхность и затонул в Кольском заливе в районе Тюва губы.

Штурман экипажа старший лейтенант В.В.Таволжанский покинул падающий вертолет, но из-за недостатка высоты парашют не успел раскрыться.
Экипаж погиб.

Причина: отрыв лопасти несущего винта произошёл вследствие усталостного разрушения нижнего наконечника тяги.

После этой катастрофы было принято решение о снятии с вооружения полка вертолетов этого типа. В течение 1963-64 годов все вертолеты Ка-15 были переданы в аэроклубы организации ДОСААФ.»



 
переданы в аэроклубы организации ДОСААФ
Сколько читаю такое про авиатехнику, снятую с эксплуатации в МО СССР - в ДОСААФ СССР были другие требования к безопасности полётов и эксплуатации...
 
ДОСААФ он тоже был не однородный. Если аэроклуб - это одно, а если авиацентр - то чуть другое. Не зря к нему добавляли "военный" и только в конце "ДОСААФ". Командный состав все были кадровыми. Сам у них воспитывался.))
PS. А с другой стороны вся ресурсная техника оседала в организациях ДОСААФ.
 
Последнее редактирование:
История
Как-то Юрий Никулин шёл с yтра пораньше пешком на работу и стал свидетелем страшной трагедии - молодая женщина и её шестилетний сын были сбиты автомобилем на пешеходном переходе. Мать скончалась. Мальчик просто чудом не постpадал. Просто его руку вырвало из ладони матери при наезде.
Пеpвое что сделал Юрий Владимирович это снял свой пиджак и накрыл им тело жeнщины, чтобы мaльчишка не видел изyвеченную, залитую кровью мать.
Очень быстро приехала милиция оцепившая место происшествия, "скорая помощь", зачем-то пожарные, собpалась огромная толпа зевак. Все они охали, ахали и обсуждали пpоизошедшее. Как-то так вышло, что без внимание остался только плачущий мальчишка сидевший на обочине дороги.
"Ну как так?" - подyмал Никулин, вышeл из толпы (милиция увидев известного актёра останавливать его не стала только честь отдала) и сел рядом с мальчиком. Утeшил как мог, подарил свой красный галстук с изобpажением пчелы, а потом ещё и на такси домой к бабушке увёз.
В этот день у Никулина была назнaчена серьёзная встреча с японской делегацией. Юрий Владимирович естeственно опоздал. Опоздaл почти на полтора часа, да ещё и вошёл в кабинет без пиджака (костюм приобретался специально за границей для протокольных мероприятий), без галстука, в белой рубашке с закатанными до локтя рукавами. Рyководитель токийской делегации Ито Кобаяси и его коллеги посчитали внешний вид и опоздание Никулина оскорблением, нарушением протокола, на котором азиаты зациклены, и демонстративно покинули цирк.
Только спустя пять лет Кобаяси узнал истинную причину опоздания директора Цирка на Цветном Бульваре. Никулина пригласили в столицу Японии прислав за ним самолёт принадлежащий компании. В офисе Юрия Владимировича встретило семьдесят вoсемь низко поклонившихся японцев без пиджаков, без галcтуков и в белых рyбахах рукава которых были закатаны до локтя.
 
Последнее редактирование:
А освоившим летную программу в училищах не давали по окончании 3 класс?
Для 3 класса училищного налёта было маловато. Обязательно нужен был налет 300 часов. Даже за 4 года в училище его не налетаешь (за курс в среднем было запланировано 50 часов).
 
Насколько я помню Виктор Николаевич рассказывал,
что у них на курсе (выпуск 1976 г.) проводился эксперимент, в рамках
которого отобрали наиболее успешных курсантов.
По-моему, 9 человек. Их целенаправленно готовили
к сдаче на третий класс к выпуску из училища.
 
Слышал из первых уст от ВН, что эту группу училище готовило для себя в качестве
будущих инструкторов. Погоны вручали им вместе со значками лётчиков 3-го класса.
...
Прочитать как это было можно в книге
Сокерин Виктор Николаевич, Зов небес; Военная правда генерала Сокерина
// Крыло в крыло / А. А. Карпов, В. Н. Сокерин. – Москва : Green Print, 2018. – С. 109-298.

 
Последнее редактирование:
Как раз В.Н. и пишет, что готовя их на 3 класс, им давали много налета.
Мы в училище летали с первого курса и налетывали поболее 50-ти в год, но все-равно к выпуску было не более 250 часов.
 
штурман разбирался только в скорости? Которая для вертолета - тьфу!
Тьфу, не тьфу, хотя, почему тьфу?
Давно писал про сей случай.
Назначили командиром Ми-14 одного тща. Назначили совершенно случайно. Был метод совет полка, решили- на должность квс, ком звена, шт.звеньев, и тд, - фио утвердили, но наверх ещё не отправили.
В один прекрасный день нашему командиру звонит командующий и после прослушивания " молитвы" спросил, кого решили на квс Ми- 14пл?
А командир тока пришёл на должность из Новонежино и не знал молодняк. Сам он давно служил, в походы пароходах ходил,но решил к земле поближе,на сухопутную вертушку)) Я его по НН знал, замом был. ВВВ его хорошо знает, отчество, как имя у "короля" эстрады, румына))). Повторю, он знал практически всех, но молодых, миновавших Новонежино, не знал, в лицо помнил, фамилии пока не отложились ))
Ну и командующий спросил, кого на Ми-14пл. Отвечать надо, а фамилию утверждённую на методсовете командир не помнил.Что делать, секунды идут и тут мозг вспомнил, что пару минут назад к нему заходил деж по части с какой то хренью, правак, с Ми-14пл, его фамилию он помнил, т.к. он доложил, что он ст.л-т Миша. Ну и выдал эту фамилию командующему. Так Миша, правый лётчик, ниже среднего уровня всего своего развития, сам не ожидая того, стал командиром вертолёта.
Народ не понял сего финта с назначением, пока не узнал истоки))
Начали возить Мишу с легого места) Был он у меня в эскадрилье, я мог летать со всеми экипажами, стал летать и с ним, инструктор Вова Л., наш командир и мой штатный таксист)
Как грится, бабки на базаре не соврали- ноль....
А программу то надо гнать, вопросы из верхнего штаба, как там Миша идёт по программе ввода? А, млять, туго.
Вылетел днём в районе АС, по маршруту с ним слетал, бонбы бросили, с ОГАС повисели, чуть не оторвали. Его штатный навигатор зачастил оперативным))Стал бояться))
Назрел вопрос- снимать.
Командир- нихера, как я скажу Кому, что ошибся, возим дальше. Уже я, толерантный, говорю- ну мёртвому .... не поднимешь))
Но возим.
Вылетел Миша днём СМУ, через год. Ночью начал летать. Может и вытащили его в ночь, но случился один случАй.
Суббота, все отдыхают и тут сигнал- поднять борт по малоразмерной, низкой, тихоходной ... цели , сверху МиГ- 31 Смирныховские.
Экипаж из ДСов за час улетел по другой тревоге. Вожди начали искать, кого бы отфутболить в небо.
Мишу сразу нашли.
Бортача тоже, Вадик всегда был дома, недавно он женился на даме с тремя детьми и вдвое старше его, так, что навалившаяся бытовуха не отпускала его, как раньше, ну и ждал от любимой жены четвёртого ребёнка- уже своего.
Правака нашли тоже быстро, Петю. Петя всегда дома, он рукодел, умеет всё- розетку подключить, ручку дверную прикрутить, доски прибить для полки..., летать не совсем научился. Он Оренбургский пилот, кашник нашего комэски, тот его к себе и взял, чтоб не сняли с лётной. Учил он его, учил...в море них висеть не мог. Не видел горизонта, воды.....Всё на моих глазах происходило.
Я Вову, это тот, к кому я приезжаю в Кучугуры, спросил- Нафига это? Жалко Петю.
Меня поймали нашли случайно, на выходе из подъезда, хотя заходили к другому навигатору, он в сопли пьян, на меня ставку даже не делали, хули взять с холостяка в субботу. И тут...я на выходе, трезв и благоухающе чист, тока из бани, вечером жду дам. Зам командира не поверил своему счастью, обнюхал меня, с недоумением убедился, что клиент не готов, в смысле готов ))
Поставил боевую задачу- Через 5 мин
будет "будка", собрать себя и в неё, зайти к ОД, получить коды и др и на вылет. Меня так уже ловили)), но это другая история, про ГКЧП.
Так мы и собрались вместе в одном месте.
Я надеялся на Чудо, что экипаж вылетевший из ДС вернётся и ...Но там мастера)) Они по остатку топлива сели на Майгатке и " поломались" )) Высший пилотаж, тем более, что на Майгатке была часть нашей части)), сформировали спасательную группу,- Ми-14, Ан-12.
Вобщем нам не отвертеться, летим.
Сначала пошли в Охотское море, там погалсировали, через Аниву на Крузенштерн.
С Мигарями ПВОшными связались, те над нами гуляют. Ничего не видим. Вроде и домой пора. Миша пилотирует хорошо, я спокоен, мечтаю о вечере, но глаза и мозг в приборах, другие органы на полёт не влияют))
С юга вынос появился, мы на 1200, попадаем в облака. Смотрю высота пошла вниз, скорость падает. Начинаю говорить...говорю, говорю....ору...я в РЛС вижу, что идём на сопку высотой 900 м, мы уже на 700 м, Реакции от пайлотов ноль... Захожу к ним, Миша тупо держит ручку, Петя смотрит в правое окошко... Вытаскиваю многодетного отца с его рабочего места,
НЛкой херачу по ЗШ , потом кулаком...
Очнулся Миша, начал педалировать, бью по ручке влево, от сопки....
Ору про скорость....
Скорость пошла, отвернули, высоту набрали.
Молчу, жду посадки, кулаки чешутся....
Сели.
....он мне рассказывает, что скорость была не ниже 50к/ч, нежно так подсказываю, что скорость на этом спидометре с 50 и начинается....
Чесно говоря в тот момент не было паники и не думал, что хлопнемся об планету.
В итоге Миша ушёл на дмб через месяц, нашёл себя в воспитании детей патриотизму, с женой открыли частный детсад. Петя тоже ушёл чуть позжее, занялся ремёслами, режет, куёт и вяжет ))
Я не ушёл, продолжил бороздить небо))
Читатель справедливо заметит и скажет..,- все неучи, а ты Д'Артаньян))
В этом случае- да. О своих косяках я писал и пишу- буи высыпал на стоянку, чеку от торпеды.... , неуд за первый маршрут..))
Так шта приходится следить за параметрами полёта, орать, распускать руки...))
 
к выпуску было не более 250 часов.
У многих наших было по 350 часов. Большой налёт дал стаж, особенно на Ил- 38.
К нашему приезду всех 3-2- ых штурманов отправляли в отпуска и мы летали практически со всеми экипажами.
Пилотов на стаже не было, мы одни были. За несколько лет до была катастрофа, погибли курсанты- стажёры, после этого курсантов запретили планировать на вылеты на БС. В наше время это забылось, устаканилось и мы летали на боевую службу, в неделю по 2-3 полёта под 8 часов. Мы с Антоном летали со 2-го и 1- го мест. Нам интересно и штатные отдыхают.
Да, к чему я ,даже с налётом 3-й класс никто не получил по выпуску.
Я вообще 2- й получил только в 90- м году. Налёт был, а боевиков и минимума не было, во Вьетнаме не было плохой погоды, либо ПМУ, либо шторма))
Придя на Сахалин я был одним из руководителей шт. сл. с 3-им классом.
Все первоклассники, включая подчинённых.
Но быстро всё организовали, спасибо командиру части и ст.инспекору ВВС ТОФ п-ку Казакову, он спецом под меня прилетал, я летал проверки и оформляли представления на класс, через полтора года я получил 1- й класс.
Все инструкторские допуска, к руководству и тд.
О допусках.
Я стал штурманом авигруппы во Вьетнаме через год, сменился Слава Е., меня на его место поставили.
Никаких инструкторских допусков у меня не было и в помине. А ведь нужны.
Я летал в Союз на пару недель, под меня в Новонежино делали лётные смены, прилетал Казаков и давал мне инструкторские допуска ко всему)) На лейтенанта, потом старшего, работал весь полк)) Что полк, бросали ВТТ, флот выделял силы и средства. Во были времена.
Интересная была работа, не хотелось уходить домой, ага. Тусовались в классах, чего то считали, обсуждали, на ужин в лётную столовую, опять в класс, карты, схемы, перед уходом по 100 гр, домой идёшь в отличном настроении...
Думаешь не о дамах, а о тактических приёмах поиска, слежения, да, так было. Скучаю по тем временам, по работе.