Катастрофа Boeing 787-8 (VT-ANB) Air India в Ахмадабаде 12.06.2025

К слову, после выключения двигателей, электричество ещё будет available около минуты, особенно в воздухе. Турбина то крутится.
На запуске генераторы двигателей подключаются на борт когда двигатели на МГ выходят. По идее на выключении в обратеую сторону так же.
Хотите сказать что в полете при выключении двигателей обороты упадут менее МГ через миуту?
 
Реклама
Вы написали, что шансов нет. Так я как раз хотел указать, что шасси - это возможно был их шанс, который они не использовали.
А, вы в этом плане...
Ну, видимо не было у пилота такой возможности. Не использовали потому, что не могли. Сначала тяга вырубилась, и не до того было. Тут и причину нужно успеть понять, и самоубийцу надо усмирить, и свитчи включить, и пилотировать. А потом уже тем более времени на шасси не оставалось.
Опять же, это повод проверить на симуляторе, что было бы.
 
После публикации предварительного отчёта, наконец-то, отпал вопрос, кто был PF, а кто PM.

Система, компьютерный глюк и т.п. могли бы быть одновременно, или с существенной разницей, но одна секунда разницы — это именно то, как это делает отработанным, рутинированным движением человек.
Каскадное отключение - без проблем. Выбивает предохранители, например.

Интересно, если Главное управление гражданской авиации Индии (General Directorate of Civil Aviation, DGCA) только сегодня потребовало до 21 июля проверить механизм блокировки переключателей на большинстве зарегистрированных в Индии самолётов Boeing, значит ли это, что с 2018 г. переключатели так и не были проверены?
Что вас смущает? Опубликован ПО, определено, что двигатели были выключены. Без вариантов, обязаны провести проверку соответствующих органов управления, чтобы подтвердить либо исключить версию массовой неисправности.

В отчёте сказано, что экипаж предыдущего рейса (AI423) сделал запись в отчёте о дефекте STAB POS XDCR в бортовом журнале. Устранение неисправностей было выполнено дежурным инспектором Air India.
А вот это уже интереснее.

Ну и что вам эта картинка скажет?
Картинка скажет, что сам по себе выключатель, технически, это просто замыкатель либо размыкатель электрической цепи. Он не цифровой, импульсы не выдаёт - он просто обычный аналоговый выключатель. Не столько важно, что там "торчит" из приборки - всё решает "бешенный электрон", который или появляется (цепь замыкается), или исчезает (цепь размыкается). С учётом вышецитированного факта (не видел в отчёте), является ли возможным повреждение этой электрической цепи?
 
А кстати, зачем они были включены снова? Виновника катастрофы внезапно отглючило, или им была проиграна схватка за свитчи и он сдался? Или он знал, что уже всё равно ничего не поможет и решил притвориться адекватным напоследок?
У меня вот этот момент тоже как-то очень плохо увязывается с версией о суициде, хоть я и понимаю, что похоже другого нет.
никто не отменял кратковременное расстройство психики.
 
А, вы в этом плане...
Ну, видимо не было у пилота такой возможности. Не использовали потому, что не могли. Сначала тяга вырубилась, и не до того было. Тут и причину нужно успеть понять, и самоубийцу надо усмирить, и свитчи включить, и пилотировать. А потом уже тем более времени на шасси не оставалось.
Опять же, это повод проверить на симуляторе, что было бы.
Вообще-то, оно без гидравлики не убирается. А так да, интересно порассуждать.
 
Если бы пытались - оно бы убралось. А раз кран в положении Выпущено, и в отчёте про это ни слова - можно предположить, что про шасси пилоты забыли.
Как бы (на сколько) оно убралось, если двигатели уже выключили, а RAT еще не раскрутилась?
 
С долями, конечно.
Вот, например, графики из предварительного отчета по газпромовскому Суперджету, хоть на горизонтальной оси именно на этой картинке клеточка = секунда, но по графикам внутри клеточек хорошо видно, что пишется непрерывно, а не дискретно (просто ось времени на картинке при необходимости масштабируют):
Посмотреть вложение 863451

нет, не этим.
Для обоих в отчете указано:
Посмотреть вложение 863452
и в тексте сказано, что они прибыли в Ахмадабад из Мумбая накануне (в предыдущий день):

Что касается момента для проверки -- ну точно не через 3 секунды после отрыва. А вот если опять какой отказ датчиков стаба (что было в предыдущем полете, согласно отчету) и в этот раз прямо на взлете, и КВС решил отключить "убегающий" стаб этими переключателями под красными колпачками, да по запаре перепутал с расположенными рядом топливными свитчами -- я бы не стал на 100% исключать такую гипотетическую возможность, но меня тут вчера убеждали, что нет, это невозможно. Ну и в отчете ни слова о таком гипотетическом отказе.

Не думаю, что это сильно устроило бы авиакомпанию, да и в целом авиационное начальство Индии -- начнутся ж вопросы "общественности", типа кого же вы пилотами берете и как их здоровье (психическое в т.ч.) контролируете... ИМХО ошибка экипажа куда как более удобный вариант для всех, но пока по отчету складывается впечатление именно такое, как Вы пишете, т.к. никаких явных зацепок, что они могли "перепутать" не дается...


А вот тут соглашусь, т.к. на мои вчерашние вопросы, на основании чего конкретно сделан вывод в отчете именно о физическом переключении этих свитчей, однозначного ответа так и не увидел...
Для информации и сравнения: у Суперджета положение кранов пишется с дискретностью 1 секунда (открыто - закрыто). Внремя отсчета с точностью - микросекунды. Положение выключателей не пишется (во всяком случае, я не нашел).

mishk

должен быть доступен "Перечень параметров", там все есть.
Автоудаление.
 
Что мешает обосновать свое мнение?
Не считаю необходимым всерьёз обсуждать предложение экипажу в критической ситуации на одной из самых ответственных стадий полёт устраивать махач на рабочем месте. Потому что любой из предложенных вами пунктов «действий» сам по себе способен привести к проблемам, а уж их последовательное выполнение... Короче, вам лечиться надо, а не предложения по спасению выдвигать.
 
Вообще-то, оно без гидравлики не убирается.
Ну да, я так и говорю. И из-за гидравлики, и банально не до того было, чтобы даже впустую попытаться рычаг перевести.

А так да, интересно порассуждать.
Вот я не понимаю, почему до сих пор никто из симмеров не провернул такое:
Вариант, где они бы каким-то чудом успели убрать шасси, потом вариант, когда свитчи тут же возвращаются в RUN, и ещё вариант, когда есть небольшая задержка, но меньше, чем 10 секунд. Интересный ролик бы получился, просмотров было бы много.
 
пока крутится ротор и регулятор напряжения сможет выдавать требуемые параметры - электричество будет в системе от основных генераторов.
Хоть от них, хоть от батарей, хоть от РАТ - электричество будет.
 
Реклама
Ну да, я так и говорю. И из-за гидравлики, и банально не до того было, чтобы даже впустую попытаться рычаг перевести.


Вот я не понимаю, почему до сих пор никто из симмеров не провернул такое:
Вариант, где они бы каким-то чудом успели убрать шасси, потом вариант, когда свитчи тут же возвращаются в RUN, и ещё вариант, когда есть небольшая задержка, но меньше, чем 10 секунд. Интересный ролик бы получился, просмотров было бы много.
Если симмер 787 сможет убрать шасси без двигателей - то его симулятор просто симуляция. Всерьез говоря.
 
На запуске генераторы двигателей подключаются на борт когда двигатели на МГ выходят. По идее на выключении в обратеую сторону так же.
Хотите сказать что в полете при выключении двигателей обороты упадут менее МГ через миуту?
Да, каюсь. Мои симуляции показывают, что максимум 10 секунд есть электричество. Но шасси при этом убираются без проблем. Это ВСУ больше минуты держит напряжение после выключения.
 
Если симмер 787 сможет убрать шасси без двигателей - то его симулятор просто симуляция. Всерьез говоря.
А если поставить их на уборку хотя бы на секунду раньше отключения свитчей? Ну, если рассматривать версии из серии "как было бы, если бы было не так, как было". Для любителей разных вариантов развития событий.
 
А если поставить их на уборку хотя бы на секунду раньше отключения свитчей? Ну, если рассматривать версии из серии "как было бы, если бы было не так, как было". Для любителей разных вариантов развития событий.
Это пускай в детском саду развлекаются. когда детишек занять нечем.
 
Это пускай в детском саду развлекаются. когда детишек занять нечем.
Растолкуйте нам вашу позицию и закроем тему. Уберутся ли шасси после штатного выключения двигателей и при переводе крана уборки шасси через 2-3 секунды (без ВСУ и RAT)? Что воду то в ступе молоть?
 
Забыли про шасси? Это разве не ошибка.
Почему думаете, что при той жаре экипаж планировал стандартную уборку шасси? Потом при таком отказе даже не 50/50 = вынужденная посадка, которая выполняется с выпущенными шасси. И еще, скорости не было, тяги не было и взяться ей на такой высоте было не откуда хоть с шасси, хоть без. Впереди густонаселенный город. Не думаю, что +10м планирования улучшили бы результат, скорее наоборот.
Теперь про последовательность. Как в недавнем прошлом инструктор скажу, что есть такая формула "отклонение - ошибка - причина". Именно так и никак иначе. Вы же эту формулу перевернули наоборот, т.е. первое предлагаете ликвидировать "причину", а первым должно быть "отклонение" - выключение/отказ двух двигателей. Вот здесь терять драгоценные секунды никак нельзя!
Теперь про наличие/отсутствия сигнализации отказа двигателей на взлетном режиме. Возможно физическое воздействие не передаст даже самый современный тренажер. В реальном же полете пилот сразу заметит резкое изменение динамики взлета от обычного. Пришлось в апреле 99го над Боснией применить экстренное снижение из-за боевых действий. Убрали с номинального сразу на МГ. Ощущение, что за хвост что-то привязали. Поэтому неверно думать, что в такой ситуации пилот будет ждать какой-то спец.сигнализации, хотя и она будет: падение давления как топлива, так и масла, и вся электросистема. Не говоря про резкое уменьшение оборотов и температуры выходящих газов. Всё это перед глазами.
И да, подумать, что такое западло тебе сделали сознательно вряд-ли будет на первом месте.
 
Последнее редактирование:
Да, каюсь. Мои симуляции показывают, что максимум 10 секунд есть электричество. Но шасси при этом убираются без проблем. Это ВСУ больше минуты держит напряжение после выключения.

а разве ВСУ на 787-ом не включается автоматически при потере электрики? Где-то в описании систем было
 
Последнее редактирование:
Растолкуйте нам вашу позицию и закроем тему. Уберутся ли шасси после штатного выключения двигателей и при переводе крана уборки шасси через 2-3 секунды (без ВСУ и RAT)? Что воду то в ступе молоть?
Вам в помощь:
Действительно, время выбега турбины высокого давления значительное.
Автоудаление.
 
Растолкуйте нам вашу позицию и закроем тему. Уберутся ли шасси после штатного выключения двигателей и при переводе крана уборки шасси через 2-3 секунды (без ВСУ и RAT)? Что воду то в ступе молоть?
Не уберутся. Время уборки шасси при работающих двигателях 15-16 сек
 
Реклама
Если симмер 787 сможет убрать шасси без двигателей
В гидравлике есть запас обьема/давления, плюс выпал RAT, плюс начал запускаться ВСУ, плюс был выбег моторов, плюс аккумуляторы, т.е. было электричество. Шасси по любому уберутся, может не так быстро как в обычном режиме.
 
Назад