SpaceX, Falcon-9, Starship, Илон Маск

Реклама
20250501-s35.jpeg


В Бока Чика провели первый прожиг старшипа, предназначенного для полета №9. Пока просто включили один из двигателей на 6 секунд, все прошло хорошо. В последующие дни ожидается еще серия тестов (вероятно, среди них будут и весьма длительные включения двигателей) –SpaceX явно есть что проверить после двух недавних аварий, случившихся на конечном этапе работы двигательной установки Старшипа.

По окончании этих испытаний (если из признают успешными), откроется дорога для очередного испытательного полета. Бустер давно готов.

Каких-то сроков, впрочем, даже самых ориентировочных, пока не называлось.
 
Реклама
По окончании этих испытаний (если из признают успешными), откроется дорога для очередного испытательного полета. Бустер давно готов.
Провели полноценный прожиг, и вновь один из вакуумных рапторов на 20+ секунде резко приболел. Старшип уже отвезли в ангар, будут чинить и доделывать. Кажется, «вторая версия» корабля содержит какие-то явные конструктивные промахи: никакого запуска в ближайшие недели ждать не стоит.


t.me/starbasepost/2438

 
Если Фалкон 9 выглядит как рабочая лошадка, то Старшип - как фантазийная игрушка. И если многоразовый бустер доказал свою полезность, то многоразовая вторая ступень ещё нет. И вообще сомнительно даже в теории. Разгонять кроме прочего ещё и теплозащиту и другое, необходимое для возвращения. Надеюсь, там всё хорошо посчитали.
 
Тем временем, с SLC-40 полетела очередная партия старлинков (№6-75).

Вчера, 2 мая в 04:51 мск (что соответствует 21:51 1 мая по местному времени Восточного побережья) на опорную орбиту высотой 280 км с наклонением 43 градуса отправились 28 аппаратов. В роли первой ступени выступил бустер B1080, для которого этот пуск стал 18-м (успешная посадка на баржу).

20250503-s675.jpeg

Фото: Space Launch Delta 6-75
 
Если Фалкон 9 выглядит как рабочая лошадка, то Старшип - как фантазийная игрушка. И если многоразовый бустер доказал свою полезность, то многоразовая вторая ступень ещё нет. И вообще сомнительно даже в теории.
Прежде чем Фалькон стал рабочей лошадкой, на него вылили тонны ещё более разгромной критики, а том числе с точки зрения теории.
Это, конечно, не значит, что Старшип "взлетит", я скорее о том, что те линии, которые определят успех или провал Старшипа, как и других подобных смелых проектов, лежит не в простейших рассуждениях на уровне школьной физики в которых мы тут сильны, а в скрытых от нас факторах: начиная от того, хватит ли денег на реализацию проекта и заканчивая тем, что какие-то технологические возможности, заложенные в конструкцию чуть-чуть за гранью с расчетом технологического развития не удастся довести до ума, так как не хватит совсем маленько. Вряд ли в конструкции такой степени готовности (Старшип таки не бумажный проект с неясными прототипами, типа Зевса/Нуклона, а вполне регулярно летающая хрень), вскроется настолько стратегический технический просчет что его принципиально нельзя будет заставить выйти на орбиту и вернуться.
Вот финансово-экономический итог - совсем другой воспрос: станет ли Старшип "рабочей лошадкой" или останется штучным капризным дитём сейчас вряд ли кто-то может сказать достоверно (хотя как водится кто-то угадает и или оптимисты или пессимисты потом скажут "а мы же говорили" 😁)
 
Вряд ли в конструкции такой степени готовности (Старшип таки не бумажный проект с неясными прототипами, типа Зевса/Нуклона, а вполне регулярно летающая хрень), вскроется настолько стратегический технический просчет что его принципиально нельзя будет заставить выйти на орбиту и вернуться.
Спейсшаттл выходил на орбиту и возвращался. Значит, вопрос стоит в сфере экономики. Стоит ли игра свеч.
 
вскроется настолько стратегический технический просчет что его принципиально нельзя будет заставить выйти на орбиту и вернуться.
Ну вот мы видим в прямом эфире, как сгорает Старшип при входе в атмосферу и как на него лепят плитку с каждым разом всё больше и больше.
Это просчёт или как?
Так же видим, как увеличивается количество элементов жёсткости в каждой итерации...
Это просчёт или надежда на "авось проканает заниженная масса"?
Нынешние инженеры могут прочность посчитать очень точно в самом начале...
Здесь этого не сделали или уверовали в чудо. Чудо не произойдёт.
Масса Старшипа после всех допиливаний вырастет. И анонсированные плюшки станут огрызками.
И самое, на мой взгляд, плохое -- это допиливание, а не проектирование сразу.
Возможно, у них там где-то есть план "этапы допиливания" и в сейфе лежит клочёк бумаги, на котором написан запас по проектной массе... хотелось бы в это верить.
 
Нынешние инженеры могут прочность посчитать очень точно в самом начале...
Нынешние то да, могут. За много миллиардов к 2030-му (сейчас уже модным стало к 2035-му). А потом обычно выясняется, что расчетная модель не содержала каких-нибудь не расчетных условий или вообще имеет существенные ограничения на какие-нибудь нестационарные случаи. И все дружно идут курить бамбук еще на миллиард. Судя по результатам, кроме Маска нынче почти все так и работают :)

И самое, на мой взгляд, плохое -- это допиливание, а не проектирование сразу
А я вот, наоборот, руки бы отрывал всем, кто тратит на расчеты больше денег, чем на проверку своих расчетов экспериментом. С Маском, впрочем, все на сто раз пережевано - ну не нужны ему конструкции с излишним запасом прочности. Поэтому ему не подходят все эти "строительные" методики, в которых "тут возьмем запас 300%" потому что "цемент попадется не той влажности, бетонщик пьяный будет, да и эксплуатант однажды наставит барахла в два раза тяжелее, чем мы ему насчитали и большими буквами написали". Поэтому и расчет у него простой: не прокатит - усилим в узком месте. Так как в здравом уме никто не будет делать сначала все с запасом, а потом перепроектировать все в меньшую сторону на каждой итерации проверяя все потенциально узкие места и уменьшая каждый раз все лишнее (и создавая таким образом еще узкие места) - на такой оптимизации попилить много можно, а вот сопоставимый результат достичь сложно.
Да у него в итоге может получиться что дебет с кредитом не сойдется. И обычный инженер сразу бы сдался. Ну тем и отличаются первопроходцы от проходимцев - и те и те рискуют, но одни ради прогресса, а вторые ради своего кармана )))
 
Нынешние то да, могут. За много миллиардов к 2030-му (сейчас уже модным стало к 2035-му). А потом обычно выясняется, что расчетная модель не содержала каких-нибудь не расчетных условий или вообще имеет существенные ограничения на какие-нибудь нестационарные случаи. И все дружно идут курить бамбук еще на миллиард. Судя по результатам, кроме Маска нынче почти все так и работают :)


А я вот, наоборот, руки бы отрывал всем, кто тратит на расчеты больше денег, чем на проверку своих расчетов экспериментом. С Маском, впрочем, все на сто раз пережевано - ну не нужны ему конструкции с излишним запасом прочности. Поэтому ему не подходят все эти "строительные" методики, в которых "тут возьмем запас 300%" потому что "цемент попадется не той влажности, бетонщик пьяный будет, да и эксплуатант однажды наставит барахла в два раза тяжелее, чем мы ему насчитали и большими буквами написали". Поэтому и расчет у него простой: не прокатит - усилим в узком месте. Так как в здравом уме никто не будет делать сначала все с запасом, а потом перепроектировать все в меньшую сторону на каждой итерации проверяя все потенциально узкие места и уменьшая каждый раз все лишнее (и создавая таким образом еще узкие места) - на такой оптимизации попилить много можно, а вот сопоставимый результат достичь сложно.
Да у него в итоге может получиться что дебет с кредитом не сойдется. И обычный инженер сразу бы сдался. Ну тем и отличаются первопроходцы от проходимцев - и те и те рискуют, но одни ради прогресса, а вторые ради своего кармана )))
Если вам завтра позвонит Маск и предложит полететь в первом пилотируемом полёте на Старшипе, полетите?
 
Реклама
Если вам завтра позвонит Маск и предложит полететь в первом пилотируемом полёте на Старшипе, полетите?
Если в процессе сертификации и пробных полетов он покажет себя достаточно надежным, то почему бы и нет? Я вообще говоря уже не так молод, чтобы чрезмерно переживать за свою тушку, если бы вдруг появилась возможность слетать в космос. Тем более, что история со Старлайнером показывает, что методы старой школы тоже не безупречны. Расчеты расчетами, а критерием истины до сих пор является исключительно практика. Вот если бы мне позвонил Борисов и предложил полететь в первом полете Орла/Федерации предоставив расчеты, что он полностью безопасен, я бы точно не рискнул :)
 
Назад