Последнее время часто появлялась тема парашютных прыжков. Я тоже подключился и рассказал о своем первом, о прыжке с УТ-2. А я сейчас хочу рассказать о своем последнем, или может быть одном из послндних. запятовал, прыжке, а точнее о катапультировании с УтиМиг-15. Бе-6 и катапультирование??? А дело вот в чем. Последние 4 года я был нач.ПДС и АСС - штурманом корабля Отдельной далнеразведочной и противолодочной эскадрильи на Океанской (дальневосточники знают) Попал я туда из за своей любвик этому делу о чем хорошо знал Нач.ПДС МА подполковник Петров. Должность эта на давала мне никаких привалеий ни в звании, ни в окладе, ну только что я имел возтожность и сам часто прыгать и готовитьлетный состав. Офицеры отбрыкивались: если, не дай бог, прижмет, то и без тебя прыгну. А вот матросы те с удовольстмием, а их - четыре в каждом экипаже .А потом, в1958-м году бвыли сборы Нач ПДС ВВС в Новонежино. Меня отпустили с трудом: как же твой экипаж, но я добился. Прыгали с задержкой с десяти до сорока секунд, днем и ночью, на сушу и на море. Я был единственным, не освобожденнвм, Все остальные, в полках, дивизиях профессионалы. Но я старался, ни в чем не отставал, хотя у них у всех и прыжков и опыта было куда больше. А потом - катапультирование. Меня не хотели допускать: а же на Бе-6 летал, но я настоял: как все. Тут одна тонкость: чтобы при каждом тренировочным катапультировании не терять кресло, на спинке к нему крепилсяя парашют. один конец вытяжного тросика крепился к моей плечевой лямке,, а другой конец, шпилька, в парашюте. так что при отделении парашют кресла открывается.. И еще: через 3 секунды после отделения автомат расстегтвает привязные ремни и кресло отходит. . К чему все эти подродности7 А к тому, что все это и было причиной всего, что произошло дальше.
И вот сижу я в задней кабине Мига: непривычно: земля вот она совсем близко, можно рукой, кажется, дотянутьсяКрыльев не водно, они гдето сзади, как на шиле сидищь, непревычно.... ВзлетаемЭто представьте себе: после Бе-6 на Миге!! Приготовиться! Готов! пошел!!! Жму тангенту, вылетаю, выстреливсюсь, из кабины. Этой страшной перегрузки не почувствовал, мастолько она мгновенна, Глаза машинальнона мгновение закрылись, а когда открылись, то я еще увиделвнизу мой Миг счерной дыркой не месте покинутой кабины. и вот тут начинается!!! Три, четыре секунды, а кресло не отделяется, автомат не сработал. Рвусь, отталкиваю его от себя, дергаю за шарик,не расстегиваются привязные ремни, валюсь вместе с креслом. В какой то момент я дернулся от спинки, вытяжной тросик наиянулся и начал открываться парашют (кресельный) . Одновременно расстегнулись привязные ремни, Яотхожу откресла и стропы парашюта обматываются вокруг ног!!!, Представьте себе: я валюсь вертикально вниз, а За мной летит кресло и стропы его полураспущенного парашюта обмотаны вокруг моих ног!!! Что делать? Есть в кармане нож, но где карман и где ноги?! И вот тут вы решили, я уверен, что я фантазирую, выдумываю: не мог я в эти мгновения думать о ноже в кармане!! Но поверьте мне, я не выдумываю ни одного слова.В такие моменты ( я не знал тогда таких слов: нештатная ситуачия) Мозг иаяинают работать во много много много раз быстрей. Если бы они так работалив нормальных условиях, то мы бы все были гениями. Еще раз повторяю: я ничего не выдумываю, ни единого слова!!! Прошло 67 лет, но я и сейчас помню каждую секунду тех событий, а они еще не кончиличь.В конце концов дергал дергал я ногами и вдруг почувствовал, что ноги освободились, тут же мысль: открою парашют, его кресло сзади прибьет, надо затянуть.Затянул секунд 8-10 , открыл парашют и вижу, что я над сопками, они совсем близко, аэродромв стороне, а деревья вот они, рядом!Закрыл руками лицо, глаза,. Продрало меня через ветки. Все стихло.Открываю глаза и вижу внизу, метров в ста, Кангауз течет, за ним аэродром. .Склон сопки не очень крутой, вершина метрахв двадцати выше меня Склон покрыт кустами и среди них одно единственное дерево, и очень мощное, крепкое, с наклоном от вершины и купол сверху накрыл всю крону, т.е. я надежно повис.. Я раскачался, перебросил ногу через ствол, обнял его, досталнож, обрезал стропы. Увидел вдалеке едущую в мою сторону машину с нашимипарашютстами. погимаю, что они доберутся до меня через час-полтора. и вот тут я подумал: а что еслибы я так и не отделилс откресла, а что если бы а ноги не освободили упал бы и кресло бы сверху меня прихлопнуло: а что если бы купол лег не на всю крону , а сбоку, на ветки и я бы покатилмя по склону сопки вниз???? И вот тут меня охватил такой лютый страх, который невозможно описать. Я обхватил ствол руками, ногами, зубами........ Сколько это продолжалось не знаю. наверно несколько минут. Потом пришел в себя и уже спокойно ждал когда ребята приедут.Н о как это бвло "спокойно" я потом понял: У меня была пачка папирос почти целая, я закурил ивыронилс спички, а когда через полтора-два часа до меня добрались, веревками вытащили накерх, то пачка была пустая: От одной спички за час полтора я выкурил пачку папирос. Вот так "споеойно ожидал.
На другой день при простом прыжке на точность приземления яне успел развернуться по ветру, сильно ударился бедром и загремел в лазаретА на другой день пришла ко мне вся компания, двое меня нежно приподняли за плечи, третий влил в меня стакан коньяка, третий дал какую то закусь, а потом Подполковник Петров, Нач.ПДС МО торжественно вручил мне патронизмоей катапульты, точнее из моего кресла, его нашли в сопке с пожеланием хранить его вечно. И он до сегодняшнего жня стоиту меня на почетном месте. Кстати: Сережа его наверно видел..