Знаю, что где-то в полку ТУ-22-х, по-моему, в ВВС Белоруссии, однажды произошёл обрыв троса кресла лётчика перед отрывом... И, несмотря на то, что лётчик падая с креслом вниз, успел убрать РУДы на МГ и выпустить тормозные парашюты, всё закончилось катастрофой ввиду высокой скорости самолёта перед отрывом, которую было невозможно погасить...
09.06.1969 года
Самолет Ту-22р, 15 ОДРАП БФ, аэродром Чкаловск
Летчик – заместитель командира полка, военный летчик 1 –го класса, п/п-к Виноградов В. А.
Экипаж – штурман полка майор Филлипов В.А.,
оператор – начальник ВОС полка майор Овчаренко А.С.
День, ПМУ.
Полет на ЛТУ авиации ДКБФ по заданию № 54 задачи IV КБП–67 “тренировочный полет на воздушную разведку аэродромов и береговых радиотехнических средств”
Обстоятельства АП:
При взлете с полетным весом 82,1т, пробежав по ВПП 1705м, летчик прекратил взлет, выключил двигатели, применил основные тормоза и после схода на грунт использовал аварийные тормоза. В конце пробега на удалении 432м от конца ВПП в песчаной “ловушке” произошло разрушение заднего подкоса передней ноги шасси, стойка сложилась и самолет ударился носовой частью фюзеляжа о грунт. В результате деформации и разрушения носовой части фюзеляжа и гидросистемы, электрических и кислородных коммуникаций в кабине возник пожар, который был ликвидирован наземными средствами пожаротушения.
От удушья продуктами горения п/п-к Виноградов и майор Овчаренко погибли. Майор Филлипов невредим.
Заключение о причинах АП:
Причиной, вынудившей летчика прекратить взлет, явилось возникшая неожиданно для летчика, в процессе разбега самолета необычная тряска упруго висящего на подъемном тросе сидения, вследствие не закрытия или самопроизвольного открытия замка, фиксирующего сиденье в поднятом положении, из-за недостатков в конструкции фиксации и сигнализации закрытия замка.
Непосредственной причиной катастрофы является пожар в кабине самолета, возникший в результате повреждений гидравлических, электрических и кислородных коммуникаций при разрушении носовой части фюзеляжа из-за поломки подкоса передней стойки шасси при входе песчаную “ловушку” после выкатывания самолета за полосу безопасности вследствие прерванного взлета.