brother_737
Тайм-аут
а Вы в курсе, что FAA сертифицировала Global Hawk на самостоятельную (!) генерацию и подачу флайт-планов? Операторы просто задают, где и когда самолет должен оказаться, а он сам рассчитывает, как он это сделает, сам подает план и сам по нему чешет? В кабинке-контейнере сидит оператор с джойстиком, но он только страхует, не сидит всю дорогу рулит.
Экипаж Global Hawk - 3 человека на земле, 0 на борту. (Launch and Recovery Element, Mission Control Element + sensor operator). Сравниваем с двумя пилотами в современных ВС. Автоматическая подача CFP - не проблема.
Операторы с джойстиками/штурвалами сейчас сидят и в кабинах ВС. Расчёт траекторий, выдерживание профилей набора и снижения, горизонтальный полёт - всё это отдано автоматике. Операторы следят за техническим состоянием ВС и вмешиваются в управление в случае отказа автоматики. Пока ещё производят взлёты и посадки, но не за горами и автоматические взлёты в CatIIIc.
На данный момент именно человек является тем звеном, которое обеспечивает приемлемый уровень надёжности в случае отказа автоматики. К примеру, Airspeed Unreliable не формализуется. Человек в большинстве случаев может распознать эту ситуацию и вывести самолёт из того пространственного положения, в которое его загоняет автоматика, а машина действует "строго по процедурам" - опускает нос, увеличивает скорость. Фантазии у неё действительно маловато. Многоуровневый выбор "если-то-или" в этом случае не описывается в виде алгоритма. Поэтому и идёт речь об ИИ, который тоже может отключиться в определённых обстоятельствах.Мы сами требуем от пилотов максимально засунуть в трубочку любой энтузиазизм, бьем им по рукам и требуем строго следовать процедурам, а когда машина пытается делать то же самое, вы пеняете ей на то, что у нее фантазии маловато?
И ещё.
Я уж не упоминаю о полетах с выдернутыми ответчиками, полеты без уведомлений, полеты в сложняк по приборам на аппаратах, сертифицированных только на ПВП, и прочие чудеса на виражах - это уж обыденность и повседневность.
Делайте пометку - в России. Все подобные полёты как по взмаху волшебной палочки прекращаются с пересечением госграницы. И здесь никакая автоматизация не спасёт. Только естественный отбор.