Ту-204 (214, 204СМ...)

Ну не знаю, не знаю. Для посадки было зарезервировано 8 аэродромов по всем миру (включая Кубу). Кроме визуального контакта, который вел лётчик, был еще и радарный. Вроде как его и они не видели. Всё же сам аппарат покрыт был специальной плиткой, которая возможно, очень хорошо поглощала волны радара. И, как пишут в литературе, Буран заходил с другой стороны посадочной полосы, он учитывал направление ветра и при посадке выработал такой алгоритм и сделал разворот для этого. Вот потому все и были удивлены его поведением...
 
Вообще, как говорят многие злые языки от ИТ, ИИ на сегодня - это нормализованный бредогенератор, который вырос из спам генератора. Российские математики доказали, что современный ИИ - это тупиковый путь развития. И большая часть результатов работы ИИ - это вручную откорректированный труд индусов, сколько было на эту тему скандалов...
 
Слышал звон, да не знаю где он, chatgpt и подобное это генератор текста по факту, но ии не сводится только к тексту.
 
Этот Чапт GPT то ещё поделие, как и поисковик от Гугла. Дочка вначале его хвалила, недавно помогал ей по медицинской части находить часть вопросов, когда была студенткой. То сейчас когда дело дошло по интернатуре поработать с информацией по поликлиникам, все ИИ просто пошли по известному эротическому адресу - не справился НИКТО. Это к тому, что ИИ сможет заменить всё и везде. Не всё и не везде и только в очень узких областях. Очень хороший был пример из мультфильма Чудеса на виражах. Там как раз очень хорошо обыграна эта тема с роботами вместо пилотов. Посмотрите, чем это закончилось. И это показательно, даже на сегодняшний момент. Потому делать полностью пассажирские самолёты чисто роботизированными нельзя. Два пилота - это не роскошь, а необходимость. Как не была хороша электроника, кожаный И всегда надёжнее, так как у него есть нелинейная логика, которая может работать без необходимого количества поступающих данных, чего не будет у ИИ так это интуиции
PS. Пользуюсь поисковиком от Яндекса - не как патриот русскоязычного разработчика, а потому что он намного лучше и релевантнее находит информацию, чем Гугл. Гугл совсем слаб на его фоне... Это личное заключение. У других может быть отличное от моего мнения...
 
ну не для первого полета же! Никто его на других аэродромах не ждал тогда, да и не мог ждать.
радиолокационный контроль не теряли, хотя и были близки к тому после того его "неожиданного" маневра:
отклонение при парковке от заданного курса составило всего лишь 50 см.
5 метров от осевой в момент остановки, максимальное отклонение при пробеге -- 9,5 метров. "Недолет" то расчетной точки касания -- 190 метров.
взрывать его никто не собирался
ну, по воспоминаниям непосредственных участников события, у отдельных начальников в момент этого его маневра действительно возникли подобные панические идеи, но, к счастью для Бурана, всё обошлось

«Буран» вошел в атмосферу над Атлантикой на скорости 27 330 км/ч (7592 м/с). Расстояние до байконурской взлетно-посадочной полосы в этот момент составляло 8270 км. В 8.58 по московскому времени в воздух вновь поднялся СОТН МиГ-25ПУ с Толбоевым и Жадовским. Метеоусловия на посадочном комплексе в тот момент оценивались как сложные: низкая облачность, порывистый ветер до 20 м/с. Некоторые специалисты и руководители даже сомневались в успешном завершении полета и, говорят, даже начали готовить соответствующее сообщение ТАСС…

Между тем, «Буран» продолжал снижение. Постепенно нарастали тепловые нагрузки, достигшие пика на высотах 80–60 км. В 8.53 с кораблем пропала связь, но это было нормальным: облако плазмы, окутавшее аппарата, не пропускало радиоволны. Связи не было 18 минут, в течение которых «Буран» отслеживали советские системы противовоздушной обороны и предупреждения о ракетном нападении.

Корабль активно маневрировал в боковом направлении, нацеливаясь на точку посадки и рассеивая кинетическую энергию. При этом углы его крена достигали 102–104°. Когда связь восстановилась, на Землю пошла «картинка» из кабины, показавшая локальные повреждения теплозащиты. Кому-то даже показалось, что корабль начал разрушаться. Но это было не так.

«Буран» действительно потерял некоторые плитки теплозащиты, но целостность своей конструкции сохранил. К тому же максимальная температура на фюзеляже и крыле не превышала 960°С при допустимой в 1400–1600°С. Дело в том, что корабль летел в щадящем режиме. В первый полет он ушел со стартовой массой 79,4 т (при расчетной максимальной 105 т). Кроме того, «внезапно» по расшифровке телеметрии выяснилось, что коэффициент подъемной силы «Бурана» на всех участках полета было на несколько процентов выше расчетных значений. При числах М=2–3,5 аэродинамическое качество орбитального корабля на балансировочных углах атаки превосходило заложенное в проект аж на 10%!

На расстоянии 110 км от аэродрома Юбилейный на борт «Бурана» передали данные о скорости и направлении ветра. Траектория захода на посадку формировалась его бортовым комплексом с учетом этой информации. Для гашения скорости траектория включала так называемые «цилиндры рассеивания энергии» – условные цилиндрические поверхности в пространстве, снижаясь по границам которых по спирали, он рассеивал избыточную энергию (кинетическую – от скорости, потенциальную – от высоты полета). Всего таких цилиндров было четыре, в т.ч. два – в районе посадки. Адаптируясь к ветровой обстановке на Байконуре, «Буран» вышел на восточный цилиндр. Погасив там часть энергии, по всей логике корабль должен был направиться к ближайшему по трассе южному цилиндру, уже в непосредственной близости от аэродрома.

Однако произошло неожиданное: на высоте 20 км «Буран» внезапно заложил вираж и пошел к дальнему – северному – цилиндру. Такой маневр не ждал никто – ни на земле, ни в воздухе, и корабль едва не оказался за пределами обзора наземных систем слежения. Во всяком случае, операторы от неожиданности перестали наводить на него самолеты наблюдения…

Тем временем, снизив скорость до дозвуковой и заложив правый крен 45°, «Буран» начал заход на ВПП с северо-восточного направления. «Странное» поведение корабля едва не отразилось самым пагубным образом на его судьбе: у некоторых руководителей полета, посчитавших, что произошел сбой автоматики и впереди их ждет авария, возникла даже идея инициировать систему его самоликвидации... Только в процессе послеполетного анализа выяснилось, что бортовой комплекс управления выбрал оптимальный вариант посадки с учетом реальной ветровой обстановки. Корабль оказался умнее людей!

На высоте 8 км «Буран» встретил СОТН МиГ-25ПУ: «Сейчас на встречных к вам будет выходить объект, влево выполняйте разворот!» – сообщили с земли экипажу самолета сопровождения. «Да, визуально наблюдаю. Дистанция между нами – 3 км. Визуально – хорошее состояние корабля. [Аэродинамический] тормоз работает, сейчас расщеплен. Делает доворот вправо, – доложил Магомед Толбоев. – Угол он увеличил до 19, сейчас уменьшает до 15. Угол 10°… Сильных обгорелостей нет… Вошли в облачность».

Наступили томительные минуты ожидания: вынырнет ли «Буран» из облаков?

На высоте чуть выше 6 км корабль взяла на сопровождение всепогодная радиотехническая система автоматической посадки «Вымпел-Н». Она выдавала на борт необходимую навигационную информацию, на основании которой вычислительный комплекс «Бурана» вырабатывал необходимые команды, идущие на аэродинамические органы управления.

«Буран» пробил облака, снижаясь с вертикальной скоростью 40 м/с, но уже вскоре она уменьшилась до 8 м/с, выпустилось шасси… При выравнивании над ВПП вертикальная скорость упала почти до нуля. Наконец, в 9.24 по Москве, практически в расчетное время, на скорости 263 км/ч «Буран» коснулся ВПП и через 42 секунды, пробежав 1620 м и отклонившись от осевой линии ВПП всего на 5 м, остановился. Максимальный увод в сторону при пробеге не превышал 9,5 м, а «недолет» до расчетной точки касания оказался всего 190 м. Вертикальная скорость за две секунды до касания полосы, по данным «Вымпела-Н», не превышала 1 м/с, а непосредственно в момент приземления составила всего 0,3 м/с. И всё это в условиях порывистого штормового ветра и облачности высотой полкилометра!

#ау
 
Тут дело в том, что на волне хайпа, разномастные Большие Языковые Модели (LLM - Large Language Model), которые по сути есть саммаризаторы (англ. summary) начали активно причислять к ИИ и наделять какими-то полумифическими функциями типа сознания, логики и прочее.
На самом деле это не более чем другой, отличный от полнотекстового поиска - способ хранения текстовой информации и интерфейс к нему.
И никаких зайчатков интеллекта, не важно какого генеза - там нет.

Спам-генераторы раньше строили на цепях Маркова, ну... Если очень натянуть сову на глобус, то можно сказать, что общее есть.
 
Последнее редактирование:
Про 9 не слышал, но что в Нерюнгри полосу под буран делали, слышал много раз.