Отечественный авиапром - общая дискуссия

Модератор темы: A.F.
Да не теорию управления, а очередной улучшайзинг сайдстика.
Вместо радикального возврата к естественному способу управления с помощью штурвала.
Боковая тензоручка была опробована еще в конце 80-х на Сухом. Вроде, как и отзывы плохими не были - но не зашло тогда решение.
 
Реклама
Тензоручка и классический сайдстик разнятся тем, что в первом случае пилот чувствует положение рулевых поверхностей, а во втором нет. Ещё тензоручка сложнее, соответственно труднее обеспечить надежность. Но в обоих случаях можно обеспечить соответствие положения рулевых поверхностей положению ручки.
 
Тензоручка и классический сайдстик разнятся тем, что в первом случае пилот чувствует положение рулевых поверхностей, а во втором нет. Ещё тензоручка сложнее, соответственно труднее обеспечить надежность. Но в обоих случаях можно обеспечить соответствие положения рулевых поверхностей положению ручки.
В детстве меня озадачиВал вопрос - как держать прямую на авто, если на круглом руле нету нулевой отметки: рули тогда на грузовиках стояли в нейтрали как попало. Но, попробовав водить сам, понял, что этого и не нужно: движение машины говорит само за себя. И нейтраль РУС ничем не обозначена.
 
В детстве меня озадачиВал вопрос - как держать прямую на авто, если на круглом руле нету нулевой отметки: рули тогда на грузовиках стояли в нейтрали как попало. Но, попробовав водить сам, понял, что этого и не нужно: движение машины говорит само за себя.
Сложнее было на яхтах. Там частенько можно было увидеть какой либо бантик, завязанный на штурвале. Теперь указатель положения пера руля не проблема. Но старой закалки яхтсмены предпочитают "по старому".
И нейтраль РУС ничем не обозначена.
Ну вы ж понимаете, что от самолета зависит.
 
Ну вы ж понимаете, что от самолета зависит.
Вот именно: если на штурвале как-то можно сориентироваться - то РУС в нейтраль РВ вообще невозможно: все прояснится.
Против тензоручки, до опробывания, были возражения, которые, в основном, были сняты по итогам эксперимента. Безусловно, мне и самому представляется слишком уж футуристической неподвижная ручка с рулями, управляемыми без перемещения, одним усилием - но быстродействие системы выросло, на самом деле, что, в общем, понятно. Хотя, для неманевренного самолета с громадными моментами инерции, преимущества видятся совсем неочевидными, тогда как недостатки и непривычность - наоборот.
 
Всё таки информация о запасе хода ручки и рулевых поверхностей значимая. Поэтому не думаю, что есть смысл делать ручку неподвижную. При этом мы понимаем, что закон Гука не позволит сделать ручку абсолютно неподвижной.
 
Безусловно, мне и самому представляется слишком уж футуристической неподвижная ручка с рулями, управляемыми без перемещения, одним усилием - но быстродействие системы выросло, на самом деле, что, в общем, понятно.
При этом мы понимаем, что закон Гука не позволит сделать ручку абсолютно неподвижной.
Можно сделать эту РУС подвижной, загрузив её пружинами с прогрессивной характеристикой, но снимать с неё по-прежнему не перемещение, а усилие. Тогда у пилота будет полная иллюзия "ручного" управления рулями.
ИМХО
 
При этом мы понимаем, что закон Гука не позволит сделать ручку абсолютно неподвижной.
Короткоходовым был первый серийный сайд-стик - на F-16. Там, дай бог памяти, было миллиметров шесть хода.
Считалось, что это повышает точность управления в условиях воздействия перегрузок.

Тензометрическая ручка может иметь "пренебрежимо малое" перемещение.
 
Можно сделать эту РУС подвижной, загрузив её пружинами с прогрессивной характеристикой, но снимать с неё по-прежнему не перемещение, а усилие. Тогда у пилота будет полная иллюзия "ручного" управления рулями.
ИМХО
Управление самолетом довольно консервативно по причине того, что научившись и освоив начальный тип, потом совершенствовать навыки, но не менять их в корне. То есть да, скорее сайдстик будет давать управление аналогичное ручке управления с механической связью с рулевыми поверхностями.
 
Реклама
В детстве меня озадачиВал вопрос - как держать прямую на авто, если на круглом руле нету нулевой отметки: рули тогда на грузовиках стояли в нейтрали как попало. Но, попробовав водить сам, понял, что этого и не нужно: движение машины говорит само за себя. И нейтраль РУС ничем не обозначена.
Поехал я как-то на Соболе с убитой рулевой рейкой. Автомобиль управлялся по принципу, что если нужна обратная связь, то отклоняешь руль в сторону и ждешь, когда он начнет уходить в сторону, после чего возвращаешь его обратно. ТАк змейкой и едешь.
 
Назад