На портале государственных закупок размещен лот о реконструкции аэродрома Шымкент с возведением второй взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек в аэропорту города. Планируемая сумма расходов составит 40 674 730 702 тенге, работы рассчитаны на три года.
Согласно документации, финансирование распределено поэтапно:
первый год — 882 095 577 тенге,
второй — 10,8 млрд тенге,
третий — 28,9 млрд тенге.
Заказчиком выступает городское управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. В описании закупки указывается: «Работы по сооружению взлетно-посадочной полосы. Дополнительная характеристика — реконструкция аэродрома со строительством ИВПП-2 и рулежных дорожек в аэропорту Шымкента».
Прием заявок на участие в конкурсе продлится до 15 сентября. Закупка проводится в форме конкурса с использованием рейтингово-балльной системы.
В городском управлении пассажирского транспорта и автодорог на запрос корреспондентов агентства Kazinform пояснили, что капитальный ремонт существующей взлетно-посадочной полосы проводился в 2007 году, и по нормативам очередной ремонт требовался в 2027-м. При этом деятельность аэропорта пришлось бы приостановить на длительный срок.
Кроме того, согласно предписанию АО «Авиационная администрация Казахстана», действующую полосу необходимо было удлинить, на что требовалось около 10 млрд тенге. Дополнительно по периметру аэропорта в санитарной зоне находилось 308 объектов недвижимости, подлежащих выкупу для государственных нужд на общую сумму около 30 млрд тенге.
— С учетом стратегической, экономической важности объекта и перспективного развития авиаперевозок городской акимат провел всесторонний анализ. Его результаты показали, что строительство новой ВПП длиной 3500 метров и шириной 60 метров (3 категория Международной организации гражданской авиации ИКАО) является целесообразным экономическим решением, — отметили в управлении.
В итоге была разработана проектно-сметная документация, согласованная с профильными организациями. В марте 2025 года проект получил положительное заключение госэкспертизы.
Технические параметры новой полосы
В проекте новую взлетно-посадочную полосу продлили в восточном направлении (по курсу 101°) на 300 метров для повышения безопасности взлетов и посадок.
— Будет установлено светосигнальное оборудование ССО-3 класса категории ОВИ III (огонь высокой интенсивности), что позволит принимать воздушные суда даже при нулевой видимости. Сейчас аэропорт использует оборудование 1-го класса, из-за чего в условиях тумана происходят задержки и отмены рейсов. В 2023 году они составляли около 30%, — подчеркнули специалисты управления пассажирского транспорта и автодорог.
Кроме того существующая прочность покрытия взлетно-посадочной полосы имеет показатель PCN 50/R/A/X/T, что ограничивает прием воздушных судов большой грузоподъемности. Новая ВПП будет иметь прочность PCN 80/R/A/X/T, то есть в 1,6 раза выше, что позволит принимать современные гражданские и грузовые самолеты практически без ограничений по массе и интенсивности
Напомним, в декабре 2024 года в Шымкенте долгострой — новый терминал аэропорта — официально
был введен в эксплуатацию.