Начну обсуждать дизайн крыла с этого поста. Хочу сразу извенится за то что мое раннее высказывание по поводу отсутствия проводящего (медного) слоя было ошибочным ибо я не просмотрел внимательно имеющиеся на тот момент видео. Я приношу извенения за допущенную неточность.
Итак изначальное крыло для МС-21 я увидел в таком виде - это воспетое всеми журналистами черное крыло:
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-1 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
Обратите внимание на сравнительно малое количество крепежа используемого при установке панелей. Панель крепится только к нервюрам и лонжеронам. Стрингеры клеенные и поэтому крепежа продольно между лонжеронами нет.
Можно только догадываться соответствует ли эта конфигурация тому что показано на этом видео
Обратите внимание на дату испытаний 12 Декабря 2017 года
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-3-March-2017 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
Пару лет назад я заметил на верхней поверхности крыла "стрингерные" болты. То есть помимо типового склеивания с помощью смол дополнительно используются болты как при сборке алюминиевых панелей.
Тут я немного допущу конспирологии так как я заметил что мои тогдашние высказывания на форуме отследили и болты на крыле стали фотошопить. Только фотошопили так что закрашивали не только стрингерные болты но также болты на лонжеронах и нервюрах. На видео получалась картинка там есть болты, а тут нет. Ну вообщем то было неважно.
Вот как бы видно все 
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-2-2019 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-13-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-12-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-11-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
Крыло МС-21 преподносилось миру как серебрянная пуля и многие с интересом следили как в России запускали в массовое производство необкатанную технологию. Журнал  Composites World публиковал следующие статьи по этому поводу: 
Январь 2014 года -
 Resin-infused MS-21 wings and wingbox
	
	
		
			
				
			
			
				
				Moscow-based aeromanufacturer uses out-of-autoclave composites in attempt to leapfrog Airbus and Boeing with wider, lighter, more efficient single-aisle airliner.
				
					
						
							
						
					
					www.compositesworld.com
				
 
			 
		 
	 
Август 2018 - Infused wing sheds light on aerocomposites future
	
	
		
			
				
			
			
				
				In the Irkut MS-21 infused and co-cured wings, the aerocomposites industry gets a glimpse of how out-of-autoclave technologies might be applied to primary aircraft structures.
				
					
						
							
						
					
					www.compositesworld.com
				
 
			 
		 
	 
Сентябрь 2020 - 
Update: Lower wing skin, Wing of Tomorrow
	
	
		
			
				
			
			
				
				Airbus is evaluating several advanced composites technologies as part of its Wing of Tomorrow program. Among these is liquid resin infusion of the lower wing skin, being developed by Spirit AeroSystems.
				
					
						
							
						
					
					www.compositesworld.com
				
 
			 
		 
	 
В этой статье в частности говорится, цитата:
"Stringers ideally are co-cured with the skin, but can also be mechanically fastened."
То есть уже проговаривается  - допускается установка крепежа в соединении стрингер-обшивка.
Основное преймущество внеавтоклавного производства это низкие удельные расходы энергоресурсов по сравнению с применением более энерго- и капиталоемкого процесса внутри автоклава под высоким давлением и температурой. Серебрянной пули не получилось так как прочность склейки стрингера необходимо усиливать болтами что добавляет вес. Так что у этого крыла не было никаких шансов получится таким как я показал на самом первом снимке.
Из фотографий видно что крыло усилили. И зачем это было скрывать? (размышления вслух)
Далее, как из ничего показать хорошие новости. Взяли видео Декабря 2017 года и назвали его уже испытаниями крыла из отечественных материалов
Те же трое также курят на заднем плане как и шесть лет назад. Совпадение?... - Не думаю!
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-4-March-2022 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
Ну и наконец я увидел шорт в ютьюбе
	
	
		
			
				
			
			
				
				Статические испытания МС-21 завершили "Иркут" и ЦАГИ | Новости промышленности России.✅ Смотрите новые видео: https://www.youtube.com/c/MASHNEWSTV✅ Следите за...
				
					
						
							
						
					
					www.youtube.com
				
 
			 
		 
	 
и там я нашел проводимый слой "меди"
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-5-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-6-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-8-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-7-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-9-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
и потом еще раз пересмотрев видео
	
	
		
			
				
			
			
				
				Image MS-21-wingbox-15-2023 in MS-21 wing album
				
					
						
							
						
					
					ibb.co
				
 
			 
		 
	 
Больше всего заметна медная сетка или возможно даже это фольга в зоне нервюр и по переднему и заднему лонжеронам. Смущает неоднородность в цвете в некоторых местах. Местами пятна темнее, местами светлее. Токопроводящий слой должен быть как можно ближе к поверхности так как еще будет слой грунта и краски. Глубже чем требуется залегание токопроводящего материала  может оказаться неэффективным для защиты от удара молнии. Я думаю это еще будет дорабатываться.
Следом я выложу панели А220 где все четко - без болтов и с сеткой.
Вопросы, за-против, критика?
Хочу сразу добавить возможно не все ваши высказывания будут для меня видимы