Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Здравия желаю!

 
Последнее редактирование:
Сергей Борисович, Геннадий Васильевич это для вспомнить.
Юрий Викторович, спасибо за памятное фото..! Именно на этой спарке - бортовой 08, меня и вывозил (в смысле - обучал пилотированию самолёта ТУ-22) в 1974-м году мой командир отряда и мой инструктор майор Юра Малюгин. Эта спарка была немного "кривовата" и имела чуть "заднюю" центровку.., поэтому её всегда малость кренило и "уводило с курса"даже при всех оттриммированных рулях, когда шарик в центре и с этим связана небольшая история, в результате которой моего кашника Володю Сысюк, стали называть с небольшой долей иронии - "Балтийский лётчик"... Кроме того, на посадке её надо было "добирать" чуть больше, чем обычно... На ней кроме меня из-за этих особенностей обычно никто не хотел летать... Итак, однажды я полетел на АРЗ в Калининград забирать её после ремонта... Тогда ко мне в кабину инструктора попросился мой же однокашник КК капитан Володя Сысюк, чтобы повидаться там с однополчанами (он пришёл к нам в Саки именно из Калининграда, где до нас летал в 15-м ОДРАП и часто он называл себя с пафосом - "Я - Балтийский лётчик"..! Командир полка дал "добро" на перегон этой спарки с моим однокашником Володей Сысюк в качестве ... "пассажира", поскольку Сысюк был рядовым КК, а я был Зам.комэской и мне вместо оператора дали моего же кашника в кабине инструктора в качестве... "пассажира". Короче, я перед перегоном этой спарки домой, должен был сначала облетать эту спарку в зоне над Балтикой... Взлетели на облёт - я в кабине лётчика и должен был произвести обычный облёт, а в кабине инструктора, как я уже сказал, посадили моего же кашника Володю Сысюк в качестве ..."пассажира" (может, кому-то это покажется странным, но так и было записано в полётном листе на облёт, а штурманом у меня был к-н Юрчук... Я в зоне оттриммировал эту спарку, выключил бустера и начал проверку полёта без бустеров... Но эта слегка "кривоватая" спарка при этом ввиду её особенностей шла так, что шарик на АГД был чуть не в центре (из-за указанных мною особенностей)... Этот мой кашник Володя Сысюк увидев "непорядок", говорит мне - "Эх ты, Серёга, а ещё Черноморский лётчик", - тебя в училище что ли не учили, что надо шарик держать в центре".!? Смотри, как летают Балтийские лётчики"..! И с этими словами он подкорректировал триммера так, что шарик встал центр..! Но.., при этом в безбустерном полёте спарку чуть кренило и "уводило с курса"... Володя удивляется, что самолёт уходит с курса и кренится, спрашивает - почему так? А я ему объясняю эту "аэродинамическую особенность спарки 08, что она вот такая, кривоватая", поэтому - ты "Балтийский лётчик" - держи теперь вручную курс и крен, а мне надо проверить безбустерный полёт по программе облёта и далее выполнять всю остальную программу"..! Володя подержал минут 10 вручную курс и крен (ну чтобы шарик был в центре), а потом и говорит -"ладно, надоело мне "работать автопилотом, - держать курс и крен, триммируй так чтобы самолёт сам шёл в горизонте и выполняй свою программу, видимо Черноморские лётчики умнее Балтийских"... Когда мы прилетели домой, в Саки, мои начальники стали прослушивать запись по СПУ программы облёта и услышали, как Володя сначала вроде как "отчитал меня, что я лечу, а шарик не в центре, а потом услышали его (Володи), признание, что "Черноморские лётчики", видимо умнее Балтийских... И с тех пор моего кашника Володю Сысюк так и прозвали у нас в полку с некоторой иронией - "Балтийский лётчик".., подразумевая уничижительное отношение к нему...
 
Последнее редактирование:
Уважаемый Евгений Михайлович Быбин!
Я могу (при вашем желании) переслать вам по ватсапу несколько коротких видео (БТС-002, МРИЯ, первые полёты БТС ...).
Мой мобильный телефон 7 917 564 04 39. Хотел связаться через личку - Ума не хватает.
 
Оружейников с прошедшим. Ну и веселое чтиво про них

Оружейники бегут⁠⁠​


Рассказали мне тут одну примечательную историю, а я попробую пересказать её вам:

И так место действия – аэродром, на базе которого готовятся к полётам наши истребители–бомбардировщики (Су-шки), находящийся у южной границы нашей некогда необъятной, “единой и неделимой” Родины! Совсем рядышком с границей дружественной нам одной демократической республикой.

Время действия – по меркам местного населения - ранняя весна, а по нашим - дикая жара с трудом переносимая нормальными людьми. Надо иметь ввиду, что так называемой “ранней весной” градусник в полдень - зашкаливает, в связи с чем полеты назначаются раненько утром. Ну а подготовка к полётам, само собой - ещё раньше.
Короче подъем был намечен на 3 утра, хотя нет на 5. То есть на 5 минут четвертого.

Действующие лица – По восемь штук ФАБ-100 (на каждой СУ-шке (модель самолёта)). Бомбы эти были примечательны тем, что могли отрикошетить от каменистого грунта, иногда почти до высоты сброса, да и взрыватели у них тоже были не без причуды – могли позволить себе иногда самопроизвольно взрываться. Говоря короче, обращение к себе это вооружение требовало очень и очень аккуратного, можно сказать нежного.

Ну и ещё одно действующее лицо – Я, и по совместительству главный виновник произошедших событий – в недалёком прошлом студент, только-только умудрившийся попасть на тёплый весенний юг страны.

Когда мы добрались к своему боевому посту нас встретил капитан Дронов словами:

- Ну что? Ещё не рассвело, а в Стране Дураков уже никто не спит? – это было доброе приветствие из "ПРИКЛЮЧЕHИЙ БУРАТИHО". А капитан Дронов - оружейник полка, а также наш непосредственный начальник и в то же время добрейшей души человек . Повёл он нас от КамАЗа к стоящим неподалёку СУ-шкам, а там уже во всю шла работа, радисты, механики, водители, заправщики, ... короче шум и гам и тарарам. Жизнь кипит. По пути капитан проводит постановку боевой задачи:

- Я пойду кресла проверять. Вы ещё не достаточно опытны этим заниматься. Очень большая ответственность, не дай бог что-то вдруг случится, а катапультироваться никак...
- Гришенька, - это он уже ко второму бойцу обращается - вы пушечки зарядите, да смотрите поаккуратнее. А то всяко случиться может!
- Ну, а вы – обратился он ко мне - соизвольте, так как бомбочки уже висят, видите ли, взрыватели к ним из ящика взять и вкрутить, да знаете ли, смотрите чтобы не торопясь да по-аккуратнее, контровочку проверьте, штырёчки осмотрите!

Капитан ушёл. Начиная с крайней СУ-шки мы с Гришей взялись за выполнение поставленной задачи. (Вообще-то это должны делать прапора, но наших сегодня не было.) Гришка залез на крыло, и открыв люк начал заряжать 30-мм пушку, я забравшись под крыло и вкрутил слегка дрожащей рукой первый взрыватель в бомбу ФАБ-100. Опустил руки полюбовался проделанной рабой и по студенческой привычке достав из кармана "шпору" повторил по пунктам: 1. Рукой "А", (см. схему) взять взрыватель... и так далее… Короче вроде все сделано правильно. Когда добрались к восьмому самолету (а на каждой Сушке по восемь бомб), острота момента погасла.
Только хотелось жрать и самое главное спать...
А теплело прямо на глазах, и в сон клонило со страшной силой.
Работа уже подходила к своему логическому завершению, когда я уже отходя от очередного самолета, почувствовал, не взирая на сонное состояние, что меня как-бы что-то удерживает. В руке явно было что-то лишнее, я взглянул и увидел у себя в руке снятую чеку от взрывателя к ФАБ, ту самую чеку после срыва которой взрыв уже происходит по срабатыванию таймера "через 6 .. 60 секунд вне зависимости от падения бомбы".

Сонное состояние испарилось у меня мгновенно, крутанув установку часового взрывателя на позицию - 60 секунд, я со всех ног бросился от самолета прочь. Гришка среагировал практически молниеносно, спрыгнул с крыла, и рванул за мной по бетонке. Догнав меня, он хлопнул меня по плечу, ка бы спрашивая “Что случилось?”, я в ответ показал ему снятую чеку. Казалось бежать быстрее было уже невозможно, но он притопил ещё быстрее. А так как мы пустились бежать вдоль стоянки СУ-шек, то проносясь возле самолётов мы оказывали на обслуживающий персонал просто какое-то магическое действие, расписанное по долям секунды:
первое - удивление –"Надо же - Оружейники бегут!" - 0, 2 секунды,
второе - ужас - "Оружейники бегут!!!" - 0,2 секунды,
ну и третье - немедленно бежать.
С крыльев, из кабин, из-под крыльев, из-под фюзеляжей, из кабин заправщиков - вылезали, выскакивали, вылетали десятки солдат, прапорщиков и офицеров. Мы ещё не успели добежать до последнего самолёта, как бежать и кричать стали уже далеко впереди нас.

- Оружейники бегут!!!
- Оружейники бегут!!!
- ОРУЖЕЙНИКИ БЕГУТ!!!

Сколько жить буду не забуду выражение на лице одного "деда" добросовестно спящего в кабине КрАЗа-заправщика, когда он проснувшись от топота множества ног, выскочил и с дичайшим ревом "Оружейники бегут" помчался куда-то прочь от ВПП (взлётно-посадочной полосы).

Как нам впоследствии пересказывали, ещё более грандиозная картина наблюдалась с вышки КДП (командно диспетчерский пункт): отовсюду выбегали все кто находился на аэродроме при подготовке к полётам и неслись в разные стороны, (приблизительно так как разбегаются прусаки если неожиданно включить свет на кухне) и как бежали… крика слышно не было, но по размерам бедствия становилось очевидно, что "Оружейники бегут".

Пробежав где-то метров около трёхсот, мы с Гришкой свернули в сторону от рулёжки и бросились на землю, не забыв плотно к ней прижаться, ведь по инструкции к ФАБ величина разлёт осколков составляет – до 850 метров (Ну а мелкие нюансы такие: “Осколки при разрыве ФАБ-100 обеспечивают сплошное поражение не укрытой живой силы в радиусе 50 м, (то есть выживших в этом радиусе не бывает) при этом осколки пробивают броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, толщиной 30 мм - на расстоянии 10 м и толщиной 15 мм - в 15 м от места взрыва.).

А вокруг тишина. От стоянки на большой скорости и в разные стороны отъезжало всё, что ещё не успело отъехать, и только от КДП не торопясь перемещалась одинокая фигура нашего капитана Дронова.

Дойдя до нас, он присел на корточки и произнёс:
- А я то гляжу, все бегают, развлекаются, ну думаю, это точно "мои" - народ веселят, не иначе учудили что-то.
Пока до вас дошёл, всё пытался сообразить “что именно учудили”, ну раз пушки не стреляют, следовательно бомбу уронили, только как вы её могли уронить, не могу понять?
Подошёл поближе, и точно - не роняли, ну раз по бетонке не валяется, а что же тогда...?

Молча показываю ему чеку.

- А, такое бывает. Вторую-то хоть не снял? По всему видно не успел, раз до сих пор всё ещё тихо.

Киваю, так язык к гортани прилип, что, дескать да, не успел.

- А я смотрю на этих разбегающихся, - он широко обвел взглядом прилегающие окрестности - и так себе думаю: “Раз сразу не взорвалось, следовательно время ещё есть. Ну и иду. На часы посмотрел, минута прошла, а все до сих пор живы. Ну, следовательно ложная тревога. Ну ладно, всё тогда отлично, пошли ка на место чеку ставить, покажу как. А вторая чека как раз для таких случаев и предназначена.

Пошли, показал, поставили.

- Ну, вот всё и хорошо. Идите дальше подготавливайте самолетное вооружение к вылету!

И всё. И пошел дальше капитан Дронов по своим оружейным делам. И только после того как он отошёл достаточно далеко зашевелился народ и начал из укрытий и щелей выбираться, к самолетам подтягиваться, при этом стараясь от меня и Гришки БОЛЬШУЩУЮ дистанцию держать.

Что интересно, нас не только не побили, нам не сказали ни единого слова упрека, только потом у самолетов, когда мы работали по подготовке вооружение к вылету, почему-то очень и очень мало народу оставалось. И вдобавок к нам с Гришкой клички приклеились "Гунька" и "Незнайка". Ну это уже капитан Дронов постарался

.​

 

Любимый борт моего папы - 08.
 
Любимый борт моего папы - 08.
Да, и кстати, - мой любимый тоже... Правда, на этом самолёте примерно в 1975-м году произошёл очень неприятный случай - при подготовке к полёту экипажа, - оборвался подъёмный трос моего оператора лейтенанта Александра Сурина, который готовился лететь в кабине инструктора (нам так официально разрешалось летать, - оператор при самостоятельном полёте КК на спарке, имел право летать в кабине лётчика-инструктора) При этом он, лейтенант Сурин, когда лопнул трос (а это произошло вследствие отказа концевика, который в верхней точке должен переключать лебёдку с режима - "подъём", на режим свободной прокрутки и тогда вал подъёмного эл.двигателя прекращает подъём и становится на "пробуксовку".., но из-за отказа концевика, он не переключился на режим "пробуксовки" и подъёмный трос лопнул и кресло начало падать (а высота кресла инструктора самая большая, больше 3-х метров)... Сурин инстинктивно ухватился за штурвал, но поскольку вес кресла примерно 270 кг (у кресла мощная 20 мм бронеспинка по всему контуру, кресло оборудовано захватами рук и ног, это спасает лётчика при катапультировании на больших приборных скоростях и даже на сверхзвуке) и поэтому Сурина просто вытянуло на полную длину рук и дальше Сурин стал падать как бы отдельно от кресла, будучи чуть приподнятым над креслом и поэтому удар кресла о стремянку оказался более жёстким и он (оператор) в результате удара сломал себе два позвонка и после обследования в госпитале был списан с лётной работы... Так лейтенант Сурин в 23 года стал инвалидом (но и сразу - одновременно пенсионером) и жизнь его пошла "под откос", - он стал пить, начались скандалы с женой и вскоре последовал развод... Очень жалко... На фото с левой стороны (по фото) на небольшой стремянке стоит старший техник самолёта ст.л-нт Евгений Полянский (обоих механиков, помогающих стар.теху чехлить кабину, уже к сожалению не помню по именам за давностью лет)...
 
Последнее редактирование:
И малость добавлю к сказанному мною только что... Дело в том, что самолёт ТУ-22 - был самолётом с довольно "трудной судьбой" и с довольно сложной техникой пилотирования, которая успешно давалась далеко не всем лётчикам даже 1-го класса... Он имел самые высокие скорости взлёта и посадки не только у нас в СССР, но даже выше, чем у знаменитого американского "Blackbird - SR-71", который, как известно, развивал в полёте скорость до 3 тыс км.час., но, тем не менее скорости его отрыва и посадки были меньше, чем у ТУ-22, - так скорость отрыва ТУ-22 при полном взлётном весе - 92,5 тонны составляла 430 км. час. и при том это был первый тяжёлый сверхзвуковой самолёт в СССР, причём, с одним лётчиком, а всё первое всегда сопровождалось трудностями... Поэтому ТУ-22 претерпел множество серий доработок, пока стал более менее нормальным во всех смыслах самолётом, пошедшим в серию... Так вот по причине применённой Туполевым системе покидания самолёта вниз, поначалу все кресла членов экипажа буквально висели весь полёт на подъёмных тросах и случаи обрыва тросов вроде случившегося с моим оператором Суриным, были не единичны даже у нас в полку.., по моему даже у нашего БГВ тоже в экипаже был подобный случай, который тоже обошёлся так сказать "по лёгкому" (никто при этом не погиб)... Но подобные случаи далеко не всегда заканчивались так сравнительно легко... Знаю, что где-то в полку ТУ-22-х, по-моему, в ВВС Белоруссии, однажды произошёл обрыв троса кресла лётчика перед отрывом... И, несмотря на то, что лётчик падая с креслом вниз, успел убрать РУДы на МГ и выпустить тормозные парашюты, всё закончилось катастрофой ввиду высокой скорости самолёта перед отрывом, которую было невозможно погасить... Так, буквально с висящим креслом на тросу, мы летали примерно до 1975 или 76-го года, когда, наконец, ТУ-22 был доработан системой стопорения кресла и каждый член экипажа при подъёме в верхнее положение нажимал специальную ручку стопора и тогда мощные штыри входили в отверстия в раме подвески кресла и это освобождало подъёмный трос от необходимости весь полёт держать тяжёлое кресло на тросе, и случаи обрыва тросов прекратились... Но при этом появилась необходимость как-то улучшать и так не очень хорошую систему катапультирования - вниз (минимальная безопасная высота катапультирования на ТУ-22 в горизонтальном полёте была 350 метров, а это вообще-то исключительно не допустимая нынче высота)... И систему в который раз конструкторам пришлось дорабатывать - они кинематически связали ручки изготовки кресла к катапультированию с одновременным отключением этих самых штырей-стопоров, которые могли не только держать кресла, но, при этом и мешали срочной необходимости - катапультироваться... И так, постепенно, самолёт ТУ-22 дорабатывался, как говорят, "до кондиции".., и уже в "наше время" они стали наконец, более менее надёжными, но всё же продолжали быть довольно отказными и "капризными" машинами, хорошо описанными в книге Александра Бахвалова - "Нежность к ревущему зверю" ...
 
Последнее редактирование:
Конечно можно, это очень интересно.
 
Конечно можно, это очень интересно.
Вы мне звонили 4.01.2024 по просьбе longa - "Женя Быбин, если ты рядом живёшь (работаешь) - проведал бы ветерана по авиационному".
Но ваш номер у меня не сохранился. Что бы переслать видео на ваш номер - перезвоните на мой телефон.
 
механиков, помогающих стар.теху чехлить кабину,
Был у меня, как сейчас кажется, забавный случай при чехлении передней кабины. Зимой на морозе после полетов самолёт становится скользким. А чтоб зачехлить переднюю кабину надо с чехлом пройти по самолёту, сползти на кабину штурмана, затем постепенно раскатывая чехол вылезти обратно, не свалившись на бетон. В общем, на кабину штурмана кое- как сполз, в одной руке чехол, другой уцепился за рожки антенны. И надо же было так случиться - моргнул! И свет потух, глаза не открываются, веки примерзли! Антену бросить- свалюсь, чехол бросить тоже не вариант. Кое- как удалось извернуться и теронуться лицом об воротник. Тогда было не до смеха.
 
А у нас на аэродроме Саки тоже был забавный случай... Лето, (год точно не помню, но - примерно 1981-й, 82-й) - только что прошла сильная гроза, полёты в связи с грозой в районе аэродрома прекратили, мы все - и ЛС и ТС собрались в стартовом домике... Вдруг слышим, - происходит запуск двигателя..!? Мы все были очень удивлены (ведь все мы - здесь, в домике..!? - так кто же начинает запуск..!? Стар.тех самолёта, у которого начинается запуск - тоже удивлённо выглядывает - в непонятках.., - он-то сам здесь, а двигатель его самолёта начинает запуск..!? Потом слышно, что двигатель прекратил начавшийся запуск и тут вдруг из форсажной камеры этого самолёта выпрыгивает прямо на бетон механец (а там ну очень высоко.., - метра 4 с лишним), приземляется-то на ноги, но, видимо, всё равно сильно ударяется о бетон, лежит и стонет и его тут же увезли в санчасть... Выясняется, - во время сильной грозы и хорошего ливня, в панель запуска каким-то образом попала вода и замкнула цепь запуска двигателя и двигатель начал запуск без кого-либо в кабине.., но поскольку стоп-краны в кабине никем не были открыты, запуска не произошло, а получилась просто "холодная прокрутка двигателя" и двигатель прекратил запуск, но в форсажной камере во время ливня спрятался один механик (ну просто хотел там переждать сильный дождь!?), а тут двигатель вдруг начал самопроизвольно запускаться и механец сильно испугался (он ведь не знал, что в кабине никого нет и стоп-краны закрыты и никакого запуска не произойдёт), он решил, что сейчас начнётся реальный запуск и вот вот его начнёт "поджаривать" и он с перепугу просто выпрыгнул из форсажной камеры.., и между прочим, - сильно ударился ногами о бетон и впоследствии почти неделю лежал в санчасти, но, слава богу, ничего себе не сломал и отделался в итоге просто сильным ушибом ног... Вот такой однажды у нас произошёл "самопроизвольный запуск" двигателя, хотя ни лётчика, ни техника в кабине не было...
 
Спасибо, Николай Иннокентьевич, за сотворение фильмов, очень классно получилось.
Мастер!
Новый Херсонес, старый за ним, в продолжении, я там бывал неоднократно. На территории много выставок, Музей Новороссии и Крыма.
Посещение НХ бесплатное, выставки платные, нам льготы.
Юрий Викторович, рекомендую тебе съездить, ты ведь будешь в Крыму.
В Херсонес, старый, вход платный, внутри история, чаша крещения князя, крестившего Русь, интересно. И колокол, помните кино Буратино, страну дураков там снимали.
 
Можно посмотреть здесь
Или
Попробую рассказать о Морской Авиации. О настоящей Морской Авиации, в которой не дают "Героев"... Жанр всех этих "произведений" - БЫЛЬ. Ðезмв / ÐÑоза.ÑÑ


 
Последнее редактирование:
Юрий Викторович, рекомендую тебе съездить, ты ведь будешь в Крыму.
Да, мы с женой стартуем 26 сентября по ж\д на "Таврии", с 27-го у нас путевка в Сакский санаторий.
В старом Херсонесе мы были с женой, правда наверное лет пять тому назад.
В вот новом не были, было бы интересно посмотреть. Постараемся обязательно съездить.
 
Последнее редактирование: