Мастодонты космоса США (ULA, Boeing, NGIS и все-все-все)

20250627-bole.jpeg


Northrop Grumman давеча испытали твердотопливную ракетную ступень BOLE (Booster Obsolescence and Life Extension) – более мощную версию бустера, который устанавливается на SLS. От стандартных ускорителей SLS данный бустер отличается... настолько сильно, насколько вообще могут отличаться твердотопливные ускорители друг от друга. Он на 1.5 метра выше и немногим шире, имеет новый корпус из композитных материалов с композитными же уплотнителями (что дает -30% массы конструкции каждого из сегментов), новый вариант топлива (стандартный HTPB вместо APCP, который SLS унаследовала от Шаттлов), новое сопло и новую систему управления тягой. Все это потенциально делает BOLE на 10% мощнее текущего варианта бустера, что позволит увеличить грузоподъемность SLS на 5 тонн (для отлетной траектории к Луне).

Строго говоря, все это – инкрементальные улучшения, смысл которых сводится к переводу SLS с оставшихся в ней технологий времен Шаттлов на более современные технические решения. Именно так, вообще-то, и должен выглядеть бустер SLS, если бы проект по созданию этой ракеты не преследовал цель по сохранению имеющихся рабочих мест и старых производственных цепочек родом из 1980-х гг. Тем не менее, работу над этим бустером в значительной степени можно считать «теоретическими изысканиями»: BOLE предназначены для SLS версии Block 2... да-да, той самой итерации, которая будет использоваться начиная с Artemis 9 (саркастический хохот). Впрочем, в любом случае, это самый мощный твердотопливный ускоритель в мире (не считая экспериментального чудища Aerojet 260 родом из 1960-х).

Как прошли испытания? Не так уж и плохо, но полностью успешными назвать их нельзя – после двух минут успешной работы, буквально на последнем десятке секунд горения, сопло бустера решило, что с него хватит – и разрушилось (см. фото выше). Бустер благополучно догорел, но с соплом вышло нехорошо... Причем сам Northrop Grumman в выпущенном пресс-релизе видит проблему не в самом сопле, а в чрезмерной мощности бустера – он оказался мощнее расчетов, вот сопло и не выдержало. Любопытно, что подобная неисправность с отрывом сопла произошла 6 лет назад и на предшественнике BOLE — ускорителе для отменённой ракеты OmegA.

Видео можно найти на YouTube или в Telegram.
 
Реклама
Не сопло.Прокладка.Как у челенджера.
Вррде, прокладка Челенджера пшикнула вывыше, на стыке цилиндров.
А здесь реально сопло в клочья...
Эх, не знали мои дворовые друзья, что изобретали космический ускоритель из силитры и магния!
 
Ха-ха -оффтопик?
Попросил Gemini систематизировать Широв текст )))

Испытания твердотопливной ракетной ступени BOLE для SLS​

Компании Northrop Grumman провела испытания новой твердотопливной ракетной ступени BOLE (Booster Obsolescence and Life Extension), предназначенной для ракеты Space Launch System (SLS). BOLE представляет собой значительно улучшенную версию текущих ускорителей SLS.


Отличия BOLE от стандартных ускорителей SLS​

Новый бустер BOLE имеет ряд существенных отличий:

  • Габариты: Он на 1.5 метра выше и немного шире.
  • Материалы: Оснащен новым корпусом из композитных материалов и композитными уплотнителями. Это позволило снизить массу конструкции каждого сегмента на 30%.
  • Топливо: Используется новый вариант топлива — стандартный HTPB (гидроксил-терминированный полибутадиен) вместо APCP (перхлорат аммония), который SLS унаследовала от шаттлов.
  • Сопло и система управления тягой: Установлены новое сопло и усовершенствованная система управления тягой.
Эти изменения потенциально делают BOLE на 10% мощнее текущих бустеров, что позволит увеличить грузоподъемность SLS для отлетной траектории к Луне на 5 тонн.


Контекст и перспективы BOLE​

Разработка BOLE является частью процесса модернизации SLS, направленного на замену устаревших технологий времен шаттлов (1980-х годов) на более современные решения. Фактически, именно такой бустер должен был бы использоваться в SLS изначально, если бы целью проекта не было сохранение старых рабочих мест и производственных цепочек.

Несмотря на значимость этих инкрементальных улучшений, работа над BOLE в значительной степени является "теоретическими изысканиями". BOLE предназначены для использования в версии SLS Block 2, которая планируется к эксплуатации лишь с миссии Artemis 9 (что указывает на очень отдаленную перспективу).

Тем не менее, BOLE является самым мощным твердотопливным ускорителем в мире, за исключением экспериментального ускорителя Aerojet 260, разработанного в 1960-х годах.


Результаты испытаний и выявленные проблемы​

Испытания BOLE прошли не полностью успешно:

  • После двух минут успешной работы, на последних секундах горения, произошло разрушение сопла бустера.
  • Сам бустер благополучно догорел, но инцидент с соплом требует внимания.
  • Northrop Grumman в своем пресс-релизе связал проблему не с соплом как таковым, а с чрезмерной мощностью бустера, которая оказалась выше расчетной, и сопло не выдержало.
  • Любопытно, что подобная неисправность с отрывом сопла уже происходила 6 лет назад на предшественнике BOLE — ускорителе для отмененной ракеты OmegA.
Вот так вот получилось :geek:
Все параграфы и выделения - егойные.
 
Назад