Копилка для Авиамузея

Продолжаем цикл публикаций под названием «Авиационные памятники Калужского края» и сегодня мы познакомим вас с самолётом МиГ-17 (№01, заводской номер 1407044), установленным совсем рядом с нашим аэродромом в посёлке Воротынск.

Появление этого памятника напрямую связано с историей аэродрома «Орешково». Дело в том, что «МиГ» установили в память о дислокации в Воротынске двух полков 324-й истребительной авиационной дивизии, командовал которой трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб.
С 1951 года лётчики этой дивизии, принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов, ставшей одним из наиболее крупных военных столкновений, происшедших после окончания Второй мировой войны.
После возвращения в СССР в феврале 1952 года дивизия была размещена у нас в Калужской области. На аэродроме «Орешково» несли боевое дежурство 176 иап и 178 иап, вооруженные самолётами МиГ-15 и МиГ-17. Ещё один полк дивизии (196 иап) находился на аэродроме «Ермолино».

В марте 1958 года 324-ю дивизию расформировали, а на аэродроме организовали Калужскую учебно-авиационную организацию, на базе которой велась переподготовка кадров для реактивных самолётов УТИ МиГ-15 и МиГ-15Бис. С 1969 года на вооружение учебного авиационного центра ДОСААФ поступают самолёты МиГ-17, один из которых и был установлен на постаменте.

По прошествии четырёх десятилетий сам самолёт, и несущая его металлическая конструкция обветшали и начали создавать угрозу для окружающих. В связи с этим на одном из заседаний комиссии по благоустройству при администрации городского поселения «Поселок Воротынск» было принято решение о реставрации самолёта МиГ-17.

5 сентября 2019 года самолёт демонтировали с постамента и перевезли для реставрации к нам на аэродром «Орешково». Работы по восстановлению самолёта взялась выполнить команда "Альбатрос Аэро" Авиационно-Спортивный Клуб. И чуть меньше чем через год - 28 августа 2020 года, обновлённый самолёт занял своё место на современном постаменте в сквере имени Ю.А. Гагарина.
hvpglLk-fuQ.jpg
G88-G7XpTuI.jpg
 
Реклама
Мемориального дома-музея В.П. Чкалова (г. Чкаловск)
1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
 
Кабина самолета Як-38 поступила в Музей после первого этапа реставрации. Кабина выполнена на основе носовой части Як-38 в 80х годах прошлого века для планировавшегося тренажера. Не срослось и после 30 лет в сарае экспонат прибыл в музей. К сожалению, ни одного номера на элементах кабины перед реставрацией найдено не было.
O78A0930.JPG
O78A0920.JPG
O78A0916.JPG
 
МиГ-17 б/н 196 красный в Мигалово (Тверь) Фотография самолёта · Микоян-Гуревич · МиГ-17 · 196 (зав.н. 3354) · Россия (СССР) - ВВС ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация
Установлен 19 октября 2019 года, в память о частях и соединениях базировавшихся в разное время на аэродроме "Мигалово". Для справки. Ранее этот самолёт-памятник МиГ-17 с бортовым номером 39 красный принадлежал 401 иап ПВО СССР и находился на территории военного городка возле аэродрома «Северный» в Смоленске. Данный МиГ-17 уникален тем, что пока это единственных из известных и сохранившихся до наших дней самолётов этого типа, который несколько раз являлся участником воздушного парада над Красной площадью на 9 мая. После списания "МиГ" был установлен в военном авиагородке, произошло это в 1988 году. Через три года полк был расформирован, а самолёт оставался на своём месте до 27 апреля 2019 года.
23.jpg
 
В честь базировавшегося в Воротынске 336 отдельного вертолетного полка, в мае 2012 года в Воротынске был разбит сквер Авиаторов, Сквер спроектировали в форме треугольника – своеобразный символ крыла воздушных машин. Ровно через три года этот сквер украcил собой настоящий боевой вертолет 1982 года выпуска — Ми-24В — Крокодил. Он участвовал в боевых действиях в Афганистане, Югославии и Цхинвале. Память о том времени осталась на его правом борту – следы от осколков. Нашим аэроклубом, по просьбе ветеранов этот вертолет был разобран на авиабазе в Кореновске, затем перевезен на аэродром Орешково, где были проведены работы по реставрации, после которых эта красивая машина заняла почетное место в центре сквера Авиаторов

Вертолет имеет богатую историю. Он прошел как минимум четыре войны. В 2016 году подписчик нашего сообщества Роман Ильин предоставил нам фотографии этого вертолете на аэродроме Ханкала, которые были сделаны в 2006 году. В то время вертолет участвовал в контртеррористической операции на территории Чеченской республики.
lQeeO9xAP9k.jpg
VjMUnAX0EFA.jpg
VRNLDkQ1dw0.jpg
bT31LY1w96M.jpg
J7dYy-QbNqQ.jpg
PWdqej5NG-Q.jpg
pHaXdfuNqBo.jpg
V0zHTQvKmFU.jpg
 
67.jpg
 
68.jpg
 
Реклама
12 окт 2022 самолет Як-52 и вертолет Ми-2 установили на набережной с.Завьялово, Алтайского края, в честь 95-летия образования ДОСААФ России.
104.jpg

105.jpg
 
8.jpg
9.jpg
 
59.jpg
 
Продолжаем цикл публикаций под названием «Авиационные памятники Калужского края» и сегодня познакомимся с самолётом МиГ-21Ф-13 (№01, заводской номер 74210204), установленным в Калуге на улице Курсантов, перед КПП бывшего Калужского авиационного лётно-технического училища РОСТО (КАЛТУ). Его ещё называют «Мигом из Грабцево», но это не верно, так как административно место, где установлен памятник, всё же относится к Калуге.

Точной даты установки этого самолёта-памятника нам не удалось выяснить, но предположительно он появился на своём месте в 1987 году. Вероятнее всего эта машина была учебным пособием для курсантов тогда ещё КАТУ (на основании постановления Совета министров СССР от 28 августа 1970 года № 700 на базе Центральной объединённой лётно-технической школы ДОСААФ СССР было создано Калужское авиационно-техническое училище ДОСААФ СССР), и после передачи из ВВС выведенных с лётной эксплуатации самолётов более совершенных модификаций МиГ-21СМ и МиГ-21СМТ, «старичка» решили сделать самолётом-памятником.

При внимательном рассмотрении самолёта, нам удалось заметить, что первоначально этот МиГ-21Ф-13 имел бортовой номер 91 голубой с черной окантовкой, поверх которого было нанесено ещё минимум два номера - 18 красный и 01.

Самолёт МиГ-21Ф-13 (тип 74) относится ко второму поколению знаменитых фронтовых истребителей МиГ-21. На этих машинах появилась возможность подвешивать на подкрыльевых пилонах управляемые ракеты «воздух-воздух» К-13 (Р-3С). Благодаря тому, что была снята одна из пушек, конструкторы смогли увеличить запас топлива на 140 литров. Кроме этого, под фюзеляжем на центральном пилоне самолёт мог нести подвесной топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300, тяга без форсажа — 3950 кгс, на форсаже — 6120 кгс. Радиолокатора на самолёте не было. Выпускался МиГ-21Ф-13 с 1960 по 1965 год на горьковском и московском авиазаводах.

К сожалению, с момента установки (более 35 лет назад) и по настоящее время, памятник МиГ-21Ф-13 ни разу не обслуживался и не ремонтировался. Фюзеляж самолёта и система его крепления к бетонному основанию коррозируют, а само бетонное основание разрушается, что представляет потенциальную опасность и может привести к падению самолёта.

Недавно мы направили в Городская Управа Калуги запрос с предложением забрать этот самолёт в Орешково, где команда Авиапарка приведёт его в порядок и отреставрирует. После этого можно будет установить его на постаменте в качестве памятника рядом с МиГ-29. Надеемся получится.

Приезжайте в Орешково, с нами интересно!
t1EcudP3xv8.jpg
jZMIOqO1UwA.jpg
 
Последнее редактирование:
71.jpg
 
Реклама
Назад