Гиперзвуковое оружие: новости и перспективы

Источник: с "Адмирала Горшкова" проведут залповый пуск "Цирконов"
 
Реклама
Русский "Циркон" поражает цель за семь минут, невидим для радаров и оснащается ядерной боеголовкой
https://********/news/russkiy-cirko...evidim-dlya-radarov-i-osnashchaetsya-yadernoy
 
Давайте начнём с выяснения простого: на какой минимальной скорости прямоточный гиперзвуковой двигатель теоретически может начать работать стабильно?
Кто знает?
3 - число Маха, при котором происходило включение ГПВРД в ходе ЛИ Холода. ГПВРД Холода, начинал работу на трех Махах на высоте около 10 км, разгоняя ЛЛ до 6.5М, горение в КС происходило, как в дозвуковом, так и сверхзвуковом потоке, причем эти характеристики были достигнуты четверть века назад.
Того самого ГПВРД (причем двухрежимного С-ГПВРД), которого по мнению Прочнист и Ко в России "не было, нет и быть не может"))

--------
441974_original.png

При прикидочной полной массе Циркона в 3500 кг и УИ ТТРД в 2600м/с (что для современных ТТРД является далеко не выдающимся достижением, это к вопросу о различных инсинуациях про "супер топливо"), и необходимо достигаемой скорости 3М (1000 м/с), получим массу ТТ ступени ~ 1200 кг и разгоняемую ПН в 2300 кг (собственно масса самого гиперзвукового аппарата/ракеты).
Для скорости 4М(1300м/с): масса первой ступени будет составлять ~ 1500кг, ПН- 2000 кг.

Если брать ТТРД с более передовыми рецептурами ТРТ( например ОПАЛ), и как следствие с более высоким УИ в ~ 2800 м/с (тоже надо заметить не предельный край достижений), то для скорости 3М ТТ ступень будет иметь массу~ 1100 кг при ПН в 2400 кг., для 4М ~ 1400кг и 2100 кг соответственно.

Как видим ничего экстраординарного и фантастического, чтобы не писали по этому поводу гуру ракетостроения и эксперты #всехвооруженийсразу)
 
3 - число Маха, при котором происходило включение ГПВРД в ходе ЛИ Холода. ГПВРД Холода, начинал работу на трех Махах на высоте около 10 км, разгоняя ЛЛ до 6.5М, горение в КС происходило, как в дозвуковом, так и сверхзвуковом потоке, причем эти характеристики были достигнуты четверть века назад.
Того самого ГПВРД (причем двухрежимного С-ГПВРД), которого по мнению Прочнист и Ко в России "не было, нет и быть не может"))

--------
441974_original.png

При прикидочной полной массе Циркона в 3500 кг и УИ ТТРД в 2600м/с (что для современных ТТРД является далеко не выдающимся достижением, это к вопросу о различных инсинуациях про "супер топливо"), и необходимо достигаемой скорости 3М (1000 м/с), получим массу ТТ ступени ~ 1200 кг и разгоняемую ПН в 2300 кг (собственно масса самого гиперзвукового аппарата/ракеты).
Для скорости 4М(1300м/с): масса первой ступени будет составлять ~ 1500кг, ПН- 2000 кг.

Если брать ТТРД с более передовыми рецептурами ТРТ( например ОПАЛ), и как следствие с более высоким УИ в ~ 2800 м/с (тоже надо заметить не предельный край достижений), то для скорости 3М ТТ ступень будет иметь массу~ 1100 кг при ПН в 2400 кг., для 4М ~ 1400кг и 2100 кг соответственно.

Как видим ничего экстраординарного и фантастического, чтобы не писали по этому поводу гуру ракетостроения и эксперты #всехвооруженийсразу)



Долго смеялся. Откуда эти сказки?

Умиляет аббревиатура "ТТРД". Эх, специалисты...
 
Долго смеялся. Откуда эти сказки?

Умиляет аббревиатура "ТТРД". Эх, специалисты...
Сказки, уважаемый, это ваша писанина, где вы в своих откровениях виртуозно доказывает, что черное это белое.
По существу что-нибудь будет, или вы только на смех и доказывание своей экспертности в аббревиатурах и горазды?
Что не устроило: труды и учения Константина Эдуардовича уже не в почете, или удивила скорость при, которой происходил запуск реально летавшего ГПВРД, вместо ваших мантр про необходимые 6-8М? - Ну так сходите на страницу сайта головного разработчика посвященную ГПВРД, узнаете для себя много нового.
 
Cros, дайте ссылку, пожалуйста, на страницу сайта головного разработчика.
Спасибо.
 
Сказки, уважаемый, это ваша писанина, где вы в своих откровениях виртуозно доказывает, что черное это белое.
По существу что-нибудь будет, или вы только на смех и доказывание своей экспертности в аббревиатурах и горазды?
Что не устроило: труды и учения Константина Эдуардовича уже не в почете, или удивила скорость при, которой происходил запуск реально летавшего ГПВРД, вместо ваших мантр про необходимые 6-8М? - Ну так сходите на страницу сайта головного разработчика посвященную ГПВРД, узнаете для себя много нового.



Cros, хорошо, ответ по существу я дам позже. То, что вы пытаетесь использовать какие-никакие расчеты - это хорошо, это надо поощрять.

Но, поскольку вы витаете в облаках и далеки от реальности, я задам вам один вопрос, так сказать, на засыпку, в попытке вернуть вас на нашу грешную землю.

Начну с того, что, таки да, Холод (ну, Холод - это вся лаборатория) - это единственный гиперзвуковой двигатель, который летал и который включали в полете в России. Разработка, естественно еще советская.

Было это всего один раз, 12 февраля 1998 года, на американские деньги, но, тем не менее...

Так вот вопрос: какую тягу развил ГПВРД "Холода" в том единственном полете?

Вы же согласитесь, что это очень важно? Если двигатель развивает 10, даже 100 кгс тяги, то, простите, кому он нужен. На сверхзвуке для однотонной ракеты, наверное, пара тонн тяги нужно, а на гиперзвуке - и того больше.

Поэтому, давайте, вы назовете тягу, которую развил Холод, а потом мы вместе посмеемся над вашим:

ГПВРД Холода, начинал работу на трех Махах на высоте около 10 км, разгоняя ЛЛ до 6.5М,

Кстати, вы не ответили на вопрос, откуда вы взяли эту информацию. Как я понимаю, это один из российских военно-патриотических сайтов. Не следует им доверять безоговорочно. Они слегка привирают.
 
Последнее редактирование:
Как видим ничего экстраординарного и фантастического

Вы напрасно говорите "и очень просто" - это очень не просто. (С). Проект Холод - да, он первый, успешный, но он не полноценный ГПВРД, а демонстратор ГПВРД Э-57 в составе лаборатории. Мне тоже интересно увидеть источник утверждения: "ГПВРД Холода, начинал работу на трех Махах на высоте около 10 км, разгоняя ЛЛ до 6.5М " В известных мне экспериментах ГЛА поднимали ракетой до некоторой высоты и сбрасывали, а в диапазоне от 36 км до 25 км замеряли горение в камере сгорания. Так HyShot продемонстрировал успешное горение на скорости аппарата 7.8 М. В качестве топлива, как и в "Холод" использовался водород. Позднее был ГЛА HIFiRE. В качестве топлива - смесь этилена, метана и гептана, двигатель, как ГЛА "Холод" двухрежимный (как ПВРД, так и ГПВРД) и горение на скорость полета в эксперименте 5.84 М; 8 М.
 
Сказки, уважаемый, это ваша писанина, где вы в своих откровениях виртуозно доказывает, что черное это белое.
По существу что-нибудь будет, или вы только на смех и доказывание своей экспертности в аббревиатурах и горазды?
Что не устроило: труды и учения Константина Эдуардовича уже не в почете, или удивила скорость при, которой происходил запуск реально летавшего ГПВРД, вместо ваших мантр про необходимые 6-8М? - Ну так сходите на страницу сайта головного разработчика посвященную ГПВРД, узнаете для себя много нового.

Ну, что ж, товарищ упорно молчит про тягу, развитую двигателем Э57 ГЛЛ "Холод". Надеюсь, ищет.
Думаю, не найдет. Я не нашел. Все исследователи молчат. Понятно почему. Хвастаться нечем.

Ну, подождем. Пока смеяться не будем. Вот как товарищ что-то про тягу нам скажет, тогда мы посмеемся и над его запуском ГПВРД на М=3, и над разгоном, и убедимся, что ГПВРД практических ракет таки надо запускать на М=5...6. Ну, если только мифический "сайт головного разработчика ГПВРД" не сообщит нам "много нового".

Ладно, тему профессиональной лексики трогать не будем, дилетантам этого не понять.

Переходим к формуле типа Циолковского. Сразу скажу, что я без этой формулы показал, что с 1000 кг заряда ТТ Оникс-М может выйти на скорость порядка М = 3.5...4. Что товарищ хотел сказать своими выкладками я не понял.
В интернете в связи с этим модным гиперзвуком стали попадаться удивительные расчеты, основанные на формулах, напоминающих формулу Циолковского и даже Бреге.

Мне аж обидно стало. Меня 5 лет в авиационном институте учили проектировать ракеты и РДТТ, а про формулу Циолковского не говорили. Я там какую-то динамику полета приплетал, тягу, ускорение, время, а товарищ - бац-бац, по удельному импульсу и весу сразу скорость предсказал. И цифры разумные.

Ну, не дурак ли я? (Конечно, дурак, раз пишу эту хрень, но по случаю начавшихся выходных... да и поностальгировать...)
Короче, тряхнем стариной, спроектируем ракету с применение формулы товарища.

Берем обычную авиационную бочку 200 л. Сталь - хорошо, будет держать сжимающие нагрузки, в некоторой мере теплостойкая, короткая - изгиба не боимся, и дешевая. Внутри, конечно, обечайку надо делать термостойкую, графитовое волокно пойдет. С соплом надо повозиться, но сделаем. Носовой конус - не проблема, из 1 мм титана согнем. Стабилизаторы будут проблемой. Их надо оттягивать назад - у бочки устойчивость плохая, а флаттер тут как тут. Только титан, мм 3. Или из 1мм листа пустотелые с наполнителем. Итого в 150 кг планера уложимся.

Заполняем топливом. С удельным импульсом 300 с я топлива не найду, но на 240 с рассчитывать можно. Из-за канала в шашке фактическая плотность будет меньше, но 1.5 кг/л можно принять. Итого, 300 кг топлива и 450 кг стартовый вес.

Применяем формулу товарища (полагая g=10). V=Iуд * ln (W0/W1) = 2400 * ln (450/150) = 2600 м/с = 8.6М. Не до хрена ли с бочки пороха?

А если я две бочки последовательно сварю? Добавлю 300 кг топлива за счет 50 кг веса планера!

V = 2400 * ln (800/200) = 3300 м/с = 11М.
Тут уже и о первой космической можно подумать! (в принципе, я в 9 классе прикидывал вывод на орбиту сверхлегкого спутника на самодельной пороховой ракете...)

Вот так, товарищи! Две бочки пороха, 800 кг стартовой массы - и М=11 в кармане. Вот что значит формула, напоминающая формулу Циолковского! Только для такой скорости у ракеты 53Т6 стартовая масса под 10 тонн.

Отсюда вывод. Если вы видите расчет, где фигурирует что-то вроде Iуд * ln (М0/М1) без кучи дополнительных формул, знайте, этот расчет - шарлатанский.

Такие вот дела.
 
Реклама
Начну с того, что, таки да, Холод (ну, Холод - это вся лаборатория) - это единственный гиперзвуковой двигатель, который летал и который включали в полете в России. Разработка, естественно еще советская.
Вы в своих темниках опять запутались: то у вас ГПВРД "не было, нет и быть не может", то вот уже ГПВРД летал в ходе ЛИ Холода. То что разработка советская должно как-то коробить, или от этого двигатель становится несуществующими? Российская наука, инженерная и конструкторская школы неразрывно связаны с советскими. Но и тут вы не угадали, начало разработки конкретно этот ГПВРД - 94г, полет 98г.
Было это всего один раз, 12 февраля 1998 года, на американские деньги, но, тем не менее...
И снова мимо, вы снова демонстрируете свою некомпетентность в вопросе. Холод - это тема, ЛЛ Холода было не одна и они были разные. ЛИ было не меньше 5.
Для примера фото трех разных ЛЛ:
199.jpg

SA-5(2).gif

1103377411.jpg

Так вот вопрос: какую тягу развил ГПВРД "Холода" в том единственном полете?

Вы же согласитесь, что это очень важно? Если двигатель развивает 10, даже 100 кгс тяги, то, простите, кому он нужен. На сверхзвуке для однотонной ракеты, наверное, пара тонн тяги нужно, а на гиперзвуке - и того больше.

Поэтому, давайте, вы назовете тягу, которую развил Холод, а потом мы вместе посмеемся над вашим:
Вы бы вместо смеха без причины, поинтересовались темой поглубже, может бы делали поменьше крайне спорных и ложных заявлений.

300 кгс

ГПВРД X-51 по информации из интернетиков имел тягу от 225 кгс до 450 кгс
Но, поскольку вы витаете в облаках и далеки от реальности, я задам вам один вопрос, так сказать, на засыпку, в попытке вернуть вас на нашу грешную землю.
Уважаемый, с высот фантазий "такого быть не может" на землю спустится стоит именно вам. Ваши крайность и безапелляционность в утверждениях обратно пропорциональны вашим знаниям по теме.
Cros, дайте ссылку, пожалуйста, на страницу сайта головного разработчика.
Спасибо.
(не знаю почему ссылка приняла такой странный вид)
0_6b440_c85cc74d_XXXL.jpg
 
Последнее редактирование:
Ну, что ж, товарищ упорно молчит про тягу, развитую двигателем Э57 ГЛЛ "Холод". Надеюсь, ищет.
Думаю, не найдет. Я не нашел. Все исследователи молчат. Понятно почему. Хвастаться нечем.
Дело ясное, что дело бесполезное... Для вас бесполезное, и то что вы не нашли, совершенно не удивительно.))
Вам для справочки: ДГПВРД Э-57 - это совместная разработка ТМКБ Союз и ЦИАМа
Переходим к формуле типа Циолковского...
Воу, весь этот тенденциозный и многобуквенный пассаж был лишь для того, чтобы сказать, что чистая формула не учитывает гравитационные потери? - Шикарно!) - Ну да, так точно кэп, не учитывает. Набросьте на оные от 30% до 50% и будет вам счастье)
 
чистая формула не учитывает гравитационные потери? - Шикарно!

зря иронизируете - это очень важно.
Screenshot_2021-01-09 Что такое пустотная тяга ракетного двигателя.png
уравнение для поступательного движения ракеты в обычной форме закона Ньютона. М — текущее значение массы ракеты, а под знак суммы вынесены составляющие таких сил, как аэродинамическое сопротивление и вес ракеты.

В вашей ссылке высоты ДГПВРД Э-57 (как устойчивое горение в камере ) определены от 10 до 35 км, что неверно - нижняя высота для двигателя по данным Химатоматики ГПВРД 58Л (ведущие конструкторы И.В. Липлявый, Ю.А. Мартыненко), предназначенный для исследования рабочих процессов горения водородного топлива в условиях полета при скоростях 3-6,5 М и высотах от 20 до 35 км.
 
В вашей ссылке высоты ДГПВРД Э-57 (как устойчивое горение в камере ) определены от 10 до 35 км, что неверно - нижняя высота для двигателя по данным Химатоматики ГПВРД 58Л (ведущие конструкторы И.В. Липлявый, Ю.А. Мартыненко), предназначенный для исследования рабочих процессов горения водородного топлива в условиях полета при скоростях 3-6,5 М и высотах от 20 до 35 км.
В моей ссылке вроде ясно написано, что речь идет о ГПВРД 58Л, двигатель разработки КБХА-ЦИАМ, ДГПВРД Э-57 - разработки ТМКБ Союз-ЦИАМ.
Вот неплохая статья по истории работ по ГПВРД
Книга, из которой приведена страница, написана под редакцией самого КБХА
0_6b42d_f0ffc6ef_XXXL.jpg

0_6b42e_d1fc4958_XXXL.jpg
 
Последнее редактирование:
В моей ссылке вроде ясно написано, что речь идет о ГПВРД 58Л

давайте разбираться ГПВРД Э-57 - это двигатель экспериментальный, разработан и изготовлен МКБ "Темп" совместно с ЦИАМ и испытывался только как лабораторный экспонат (не ЛА) . Теперь ГПВРД 58Л - его разработкой с 1994 по 1998 годы занимался КБХА по ТЗ ЦИАМа (ведущие конструкторы И.В. Липлявый, Ю.А. Мартыненко). Именно этот двигатель ГПВРД 58Л. В 1998 году успешно прошел летные испытания в составе гиперзвуковой летающей лаборатории "Холод". В КБХА подтвержают, что двигатель был включен при скорости полета ЗМ, а в конце полета на 77 с. скорость достигла 6,47 М. Но высоту 10 км. там не подтверждают, у вас
ГПВРД Холода, начинал работу на трех Махах на высоте около 10 км
Более того КБХА утверждает, что устойчивое горение в камере сгорания их ГПВРД 58Л рассчитано на высоты от 20 км. до 35 км. Возможно, что высота 28 - 33 км. - это именно та высота на которой и происходило включение ГПВРД 58Л (а не 10 км, как утверждаете вы, что противоречит данным КБХА). В 1998 г. ГПВРД успешно прошел летные испытания в составе гиперзвуковой летающей лаборатории "Холод". Кстати разработчик пишет, что "камера сгорания кольцевая, трехзонная. В первой зоне сгорание водорода происходит в дозвуковом потоке воздуха, в двух других - в сверхзвуковом". У вас
горение в КС происходило, как в дозвуковом, так и сверхзвуковом потоке,
а в диссертации, которую я привел, как источник, говорится, что " в эксперименте вдув топлива в первой каверне не осуществлялся".
 
Последнее редактирование:
давайте разбираться ГПВРД Э-57 - это двигатель экспериментальный, разработан и изготовлен МКБ "Темп" совместно с ЦИАМ и испытывался только как лабораторный экспонат (не ЛА) .
Вроде же ссылку на статью, где описаны этапы работы по ГПВРД, прикрепил в предыдущем ответе вам. "Двигатель" №6 (48) 2006 г. К 15-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО В МИРЕ ЛЕТНОГО ИСПЫТАНИЯ ГПВРД НА ЖИДКОМ ВОДОРОДЕ
По информации из статьи ГПВРД Э-57 был совместно разработан ТМКБ Союз и ЦИАМ, МКБ Темп разработал систему автоматического регулирования подачи топлива:
ТМКБ "Союз" совместно с ЦИАМ, предложившим схему жидководородного двухрежимного ГПВРД, облик двигателя и принципы его регулирования, разрабатывали и изготавливали экспериментальный двигатель Э-57. Система автоматического регулирования подачи топлива была разработана и изготовлена ОАО "ЭГА" (ранее МКБ "Темп") также совместно с ЦИАМ.
....

28 ноября 1991 г. был осуществлен первый полет ГЛЛ "Холод" по полной программе с запуском ГПВРД. Подготовка пуска выполнялась группой сотрудников ЦИАМ: В.Л. Семенов (руководитель), М.В. Строкин, Э.В. Морозов, Р.Б. Ших, Ю.М. Шихман, Г.Г. Жадан, О.Ф. Погорелова, А.Н. Колчеев, Г.П. Бурова, Н.В. Савкин и М.В. Сас (представитель Заказчика). Этот коллектив совместно с военнослужащими и сотрудниками МКБ "Факел" выполнил весь технологический цикл подготовки и пуска ракеты.

Зафиксированное в первом летном испытании ГПВРД максимальное число М составило 5,8. Двигатель в первом летном испытании проработал 28 с, в процессе полета он дважды включался автоматически. Таким образом, впервые в мире в условиях летного испытания была доказана работоспособность гиперзвукового ПВРД
Затем было совершено еще три ЛИ. В 98г полетел ГПВРД 58Л разработанный КБХА.
Но высоту 10 км. там не подтверждают,
Там это где? Мои утверждения основаны на информации взятой из книги, которая написана под редакцией самого КБХА, скан страницы привел.
Возможно, что высота 28 - 33 км. - это именно та высота на которой и происходило включение ГПВРД 58Л
Сомневаюсь, что 3М на высоте 28-33 км хватит для создания минимально-достаточного давления в КС для запуска и работы ПВРД
В первой зоне сгорание водорода происходит в дозвуковом потоке воздуха, в двух других - в сверхзвуковом". У вас
При 3М откуда взяться сгоранию в сверхзвуковом потоке? - сгорание будет происходить в дозвуковом, с переходом на сверхзвуковой с возрастанием скорости.
Цитата от разработчика:
В процессе испытаний ГПВРД исследованы: переходные процессы работы двигателя (запуск, переход от режима дозвукового горения к режиму сверхзвукового)
 
Последнее редактирование:

там - это на сайте разработчика АО "Конструкторское бюро химавтоматики" ГПВРД 58Л, предназначенный для исследования рабочих процессов горения водородного топлива в условиях полета при скоростях 3-6,5 М и высотах от 20 до 35 км. В а в диссертации, которую я привел СЕЛЕЗНЕВ Р. К. РАСЧЕТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАЗОДИНАМИКИ И ГОРЕНИЯ В КАМЕРАХ ПВРД И ГПВРД ДИССЕРТАЦИЯ: "В ходе одного из полетов была достигнута скорость, соответствующая числу Маха М=6,49 на высоте 33 км, при этом ГПВРД продемонстрировал работоспособность в течение 77 с, а режим горения водорода в сверхзвуковом потоке поддерживался около 20 секунд". 10 и 33 - разница есть, как считаете?
 
Реклама
Назад