Аэродромы на вечной мерзлоте (про размораживания-замораживания и прочие конвекции)

Выпускают какие-то устройства, которые сохраняют летом мерзлоту. Чтобы не таяла. По мне, так это ненадежно. Лучше воду отводить и насыпь делать повыше. Но это может быть дорого. Поэтому и пробуют разные холодильники.
Вода мёрзлая, ее не отведешь) А как сверху ВВП построишь или насыпь насыпешь, тепловой баланс меняется, она и тает, но уже поздно отводить.
Насколько я знаю, охлаждают грунт, как тут выше и писали. Слышал про такие технологии на БАМе

Для сохранения в мерзлом состоянии (термостабилизации) грунтов в свайном основании применяют капсулированные трубчатые погружные жидкостные либо парожидкостные устройства –термостабилизаторы, которые помещают в специальные скважины, пробуренные рядом с опорным фундаментом для создания мерзлотного экрана. В зимнее время конвекционная циркуляция хладоносителя (в простейшем варианте это керосин) в жидкостных устройствах и паров пропана в парожидкостных термостабилизаторах обеспечивает охлаждение грунтов основания. С наступлением летнего периода, как только температура верхнего, находящегося на наружном воздухе, конуса (конденсатора) устройства становится выше температуры хладоносителя, циркуляция прекращается и процесс приостанавливается с частичным инерционным оттаиванием верхнего слоя грунта до следующего похолодания [6].

По принципу работы принято подразделять термостабилизаторы грунтов (ТСГ) на конвективные (газовые, жидкостные и газожидкостные) и испарительные (двухфазные). По способу монтажа и конструктиву закладки различают горизонтальную систему (ГСТ), так называемую систему «ГЕТ», и вертикальную – «ВЕТ».

Современные ТСГ используют наиболее эффективные по термодинамическим свойствам хладоносители – сжиженные аммиак или диоксид углерода. Керосин и фреоны (обычно R22) не рекомендуются, так как первый пожароопасен и травмирует экологию, а вторые запрещены из-за их озоноразрушающих и «парниковых» свойств. Таким образом, ТСГ представляют собой трубчатую бескомпрессорную холодильную машину, использующую естественные конвекционные свойства хладагента при наличии градиента температур между слоем вечной мерзлоты и наружным воздухом.

Хладагент в ТСГ при низких температурах воздуха конденсируется в ребристом радиаторе-конденсаторе, расположенном в верхней части ТСГ, затем естественным путем стекает в нижнюю, испарительную часть ТСГ, где отбирает теплоту грунта, охлаждая его ниже температуры замерзания, и одновременно испаряясь, попадает в верхнюю часть ТСГ. Иногда для расширения сезонной эксплуатации ТСГ их снабжают термоэлектрическим модулем, что заметно повышает стоимость ТСГ. Стандартный ТСГ монтируется в скважине и действует как теплообменник. Теплоприток от грунта через металлическую стенку корпуса ТСГ поступает к хладагенту, а затем выносится им в конвективном потоке через конденсатор в атмосферу.
 
Реклама
Вода мёрзлая, ее не отведешь) А как сверху ВВП построишь или насыпь насыпешь, тепловой баланс меняется, она и тает, но уже поздно отводить.
Насыпь нужно делать выше чем глубина оттаивания и усё. Вода сама отведется. Но я ведь выше писал, если очень много нужно сыпать, то дешевле эти самые устройства. Но опять таки насыпь нужна, летом холодильники эти не работают.
 
Насыпь нужно делать выше чем глубина оттаивания и усё.
Так насыпь тепло поглощает, можно себе представить, что если у нее откос на юг, то чем она выше, тем теплее.
На мерзлоте, наверное, главное многолетний баланс поддержать - первый год она теплеет на 3 градуса, второй на 4 и т.д., на пятый выше нуля летом становится.
 
Так насыпь тепло поглощает, можно себе представить, что если у нее откос на юг, то чем она выше, тем теплее.
На мерзлоте, наверное, главное многолетний баланс поддержать - первый год она теплеет на 3 градуса, второй на 4 и т.д., на пятый выше нуля летом становится.
Работал я когда-то в тех краях. Там, где было хорошо отсыпано, нет проблем. А там где вода была летом - там сваи "подрастали" каждый год. Холмы встречались кое-где, там где ледяная линза на границе мерзлоты образовывалась. Так что насыпь и сверху гидроизоляция ещё не помешает. И ручей пустить в обход, это обязательно. Нет там никакой особой высшей арифметики. Я не знаю, по крайней мере.
 
Нет там никакой особой высшей арифметики. Я не знаю, по крайней мере.
Однако ж умные люди неспроста ставят охлаждающие устройства, на которые я ссылку приводил. В конце концов, насыпь с Останкинскую башню может выйти дороже, чем грунт холодить. Да и габариты что на ЖД, что на ВПП, заданы заранее, и по желанию насыпь повыше на насыпешь и даже не особо переделаешь без остановки поездов на месяц
 
БАМ тоже проходит в основном по вечномёрзлым грунтам, но про такие проблемы я не слышал. А сейчас там и вовсе поезда по 7+ тыс. т. гоняют. Значит, нашли решение.
Картинку выше не я запостил

1749899310118-png.861867
 
Назад