Rom
Местный
Есть такая профессия - летнаб, в обязанности которого входит поиск терпящих бедствие, лесных пожаров, ледовой обстановки и т.д. Эта тема - попытка свести воедино информацию о том, что сейчас творится на необъятных просторах планеты глазами пассажиров авиалайнеров. Пишите, что видели интересного. Корабли в море, новые водохранилища, дороги, посёлки. Где уже выпал снег, где он ещё не растаял, где горят леса и т.д. Может быть кто-то "охотится" за географическими объектами - тоже их сюда. Вот, к-примеру, мой очерк.
Охота за островом Ионы
Остров Ионы замечателен своим географическим положением. Это один из самых изолированных уголков суши, принадлежащей России. Немного найдётся в России островов, расположенных так далеко от материка и от других более крупных островов. К таковым можно отнести острова в Карском море - Ушакова, Визе, Уединения, острова Де-Лонга в Восточно-Сибирском море. Большинство из них окружает чистый морской горизонт, без всяких признаков другой суши. Среди небольших тихоокеанских островков, Ионы - единственный в своём роде. До ближайшего берега его отделяет 225 км морских просторов. Излишне говорить, что даже в ясную погоду, забравшись на высшую точку острова, берег материка не увидеть. Соответственно, увидеть остров Ионы своими глазами можно лишь с борта корабля или с самолёта.
Как только я устроился на работу в Охотский район Хабаровского края и стал по нескольку раз в год летать по маршруту Хабаровск - Охотск, я начал охоту за этим загадочным островком. Садясь к иллюминатору АН-24, обращённому на восток я всматривался в безбрежную даль Охотского моря в надежде увидеть среди летней синевы или зимней белизны маленький клочок суши. Но всё было тщётно, островок оставался неуловим. Чаще всего море было скрыто за пеленой облаков. В зимнее время всё пространство было покрыто дрейфующими льдами, которые слепили глаза, и увидеть вдали что-то небольших размеров и покрытое снегом было нереально.
В середине сентября 2012 года я снова вылетел на вахту, уже седьмую по счёту. В Хабаровске накрапывал дождик и сначала самолёт летел в облаках. За Комсомольском-на-Амуре низкая облачность исчезла и внизу появились уже ставшие знакомыми очертания Амура, с протоками, островами и прирусловыми озёрами. В который раз под крылом медленно проплыло большое озеро Удыль с островком Трёхгорбым, сразу за ним хребет Пуэр, за которым самолёт начал снижение. Заправившись в Николаевске-на-Амуре, взлетели и взяли курс на северо-северо-восток. Снова начались облака, и я приуныл - опять Ионы останется незамеченным. Но спустя 15 минут после взлёта, посреди Сахалинского залива, облака неожиданно закончились. Граница облачного покрова была очень резкой, и впереди, насколько хватало глаз, простиралось голубое небо и синее море с белыми крапинками льдин, не успевшими растаять за лето. Далеко на востоке, примерно в сотне километров, отчётливо была видна северная половина полуострова Шмидта и гористый м. Елизаветы, самая северная оконечность Сахалина. Прошло почти пол часа, но Сахалин всё ещё угадывался позади самолёта, на расстоянии приблизительно 200 км - видимость была отличной. Судя по часам, мы приближались к середине пути, как раз к району, где должен располагаться о. Ионы. Впереди, справа по курсу показалось обширное светло-голубое пятно, резко выделявшееся на фоне тёмно-синего моря. По нему было хорошо ориентироваться в монотонном пространстве. Я стал гадать, что же это может быть. Какой-то атмосферный вихрь? Но небо было совершенно безоблачным. Севернее располагалось ещё одно светло-голубое пятно, но уже не такое контрастное. Наконец, меня осенило. Это могли быть подводные возвышенности, которые деформировали движущиеся водные массы и создавали локальные зоны апвеллинга. Впоследствии, посмотрев геологические карты, обнаружил на них две отмели. На южной как раз и расположен о. Ионы.
Я как никогда близко подобрался к "добыче", почти ухватил её за хвост. Судя по фотографиям и картам островок представляет собой островерхую сопку 150 м высотой и пол километра в поперечнике. Я стал напрягать зрение, и, наконец увидел впереди справа крохотную светло-коричневую крапинку, располагавшуюся на дальнем краю светло-голубого пятна. Минут через 10 самолёт вышел на траверз острова. Теперь я отчётливо видел в 5 км ниже и в 90 км восточнее маленький
тёмно-коричневый треугольник. Из этого положения солнце освещало его сбоку и благодаря теням обрывы острова хорошо контрастировали со светлой поверхностью моря. Сомнений не оставалось - я пролетал мимо острова Ионы. Наконец-то удача улыбнулась мне, я увидел таинственный остров своими глазами! Пусть зрелище было не бог весть каким потрясающим, и никаких деталей на острове разглядеть не удалось, я был очень доволен, что увидел то, что так долго искал. Ещё через десять минут остров сместился к хвосту самолёта и ещё больше потемнел - солнце освещало его с юга, а мы летели на север. Вскоре чёрная точка растворилась вдали, а впереди, в 300 км, в хрустальной синеве, показались заснеженные вершины отрогов хребта Сунтар-Хаята - мы подлетали к Охотску.
Охота за островом Ионы
Остров Ионы замечателен своим географическим положением. Это один из самых изолированных уголков суши, принадлежащей России. Немного найдётся в России островов, расположенных так далеко от материка и от других более крупных островов. К таковым можно отнести острова в Карском море - Ушакова, Визе, Уединения, острова Де-Лонга в Восточно-Сибирском море. Большинство из них окружает чистый морской горизонт, без всяких признаков другой суши. Среди небольших тихоокеанских островков, Ионы - единственный в своём роде. До ближайшего берега его отделяет 225 км морских просторов. Излишне говорить, что даже в ясную погоду, забравшись на высшую точку острова, берег материка не увидеть. Соответственно, увидеть остров Ионы своими глазами можно лишь с борта корабля или с самолёта.
Как только я устроился на работу в Охотский район Хабаровского края и стал по нескольку раз в год летать по маршруту Хабаровск - Охотск, я начал охоту за этим загадочным островком. Садясь к иллюминатору АН-24, обращённому на восток я всматривался в безбрежную даль Охотского моря в надежде увидеть среди летней синевы или зимней белизны маленький клочок суши. Но всё было тщётно, островок оставался неуловим. Чаще всего море было скрыто за пеленой облаков. В зимнее время всё пространство было покрыто дрейфующими льдами, которые слепили глаза, и увидеть вдали что-то небольших размеров и покрытое снегом было нереально.
В середине сентября 2012 года я снова вылетел на вахту, уже седьмую по счёту. В Хабаровске накрапывал дождик и сначала самолёт летел в облаках. За Комсомольском-на-Амуре низкая облачность исчезла и внизу появились уже ставшие знакомыми очертания Амура, с протоками, островами и прирусловыми озёрами. В который раз под крылом медленно проплыло большое озеро Удыль с островком Трёхгорбым, сразу за ним хребет Пуэр, за которым самолёт начал снижение. Заправившись в Николаевске-на-Амуре, взлетели и взяли курс на северо-северо-восток. Снова начались облака, и я приуныл - опять Ионы останется незамеченным. Но спустя 15 минут после взлёта, посреди Сахалинского залива, облака неожиданно закончились. Граница облачного покрова была очень резкой, и впереди, насколько хватало глаз, простиралось голубое небо и синее море с белыми крапинками льдин, не успевшими растаять за лето. Далеко на востоке, примерно в сотне километров, отчётливо была видна северная половина полуострова Шмидта и гористый м. Елизаветы, самая северная оконечность Сахалина. Прошло почти пол часа, но Сахалин всё ещё угадывался позади самолёта, на расстоянии приблизительно 200 км - видимость была отличной. Судя по часам, мы приближались к середине пути, как раз к району, где должен располагаться о. Ионы. Впереди, справа по курсу показалось обширное светло-голубое пятно, резко выделявшееся на фоне тёмно-синего моря. По нему было хорошо ориентироваться в монотонном пространстве. Я стал гадать, что же это может быть. Какой-то атмосферный вихрь? Но небо было совершенно безоблачным. Севернее располагалось ещё одно светло-голубое пятно, но уже не такое контрастное. Наконец, меня осенило. Это могли быть подводные возвышенности, которые деформировали движущиеся водные массы и создавали локальные зоны апвеллинга. Впоследствии, посмотрев геологические карты, обнаружил на них две отмели. На южной как раз и расположен о. Ионы.
Я как никогда близко подобрался к "добыче", почти ухватил её за хвост. Судя по фотографиям и картам островок представляет собой островерхую сопку 150 м высотой и пол километра в поперечнике. Я стал напрягать зрение, и, наконец увидел впереди справа крохотную светло-коричневую крапинку, располагавшуюся на дальнем краю светло-голубого пятна. Минут через 10 самолёт вышел на траверз острова. Теперь я отчётливо видел в 5 км ниже и в 90 км восточнее маленький
тёмно-коричневый треугольник. Из этого положения солнце освещало его сбоку и благодаря теням обрывы острова хорошо контрастировали со светлой поверхностью моря. Сомнений не оставалось - я пролетал мимо острова Ионы. Наконец-то удача улыбнулась мне, я увидел таинственный остров своими глазами! Пусть зрелище было не бог весть каким потрясающим, и никаких деталей на острове разглядеть не удалось, я был очень доволен, что увидел то, что так долго искал. Ещё через десять минут остров сместился к хвосту самолёта и ещё больше потемнел - солнце освещало его с юга, а мы летели на север. Вскоре чёрная точка растворилась вдали, а впереди, в 300 км, в хрустальной синеве, показались заснеженные вершины отрогов хребта Сунтар-Хаята - мы подлетали к Охотску.