Лишь только добавлю малость к моему посту о самолёте ИЛ-28... Пришлось полетать во всех 4-х кабинах ИЛ-28 : в кабине лётчика - 2 с половиной года в училище, в кабине штурмана нам разрешали летать официально в полётах другого курсанта самостоятельно по кругу и в зону, в кабине инструктора в самостоятельных полётах курсанта, ну а в кабине стрелка-радиста пару раз слетал тайком от своего же инструктора без парашюта... На нём же при полётах на грунтовом аэродроме Соль Илецк (южнее Оренбурга - 100 км) тайком катал своего же техника самолёта л-нта Нуреева... Об этом полёте я здесь уже как-то раньше рассказывал.., но повторю для недавно прибывших на ветку...
Техник нашего самолёта старший лейтенант Нуреев (мы все зовём его просто – Нурик и он совсем не обижается на, вобщем-то, фамильярное прозвище) уже много раз просил меня «покатать» его на самолёте, который он обслуживает... Я отказывал ему, боясь последствий (как вы догадываетесь, «пассажиров» на военных самолётах обычно не возят)... Но однажды он, видимо, «достал» нашего штурмана (тоже старшего лейтенанта)... Сам штурман вдруг предложил мне: «Давай, наконец, возьмём его в полёт и «покатаем от души», чтоб отстал наконец... Посадим его ко мне в штурманскую кабину на рабочее сиденье (оно находится в застеклённом носу самолёта и оно - откидывающееся)... Сделаешь ему несколько раз «невесомость», он и «откинется» к потолку вместе с сиденьем.., а я сяду на катапультное кресло, да привяжусь покрепче... Думаю, раз пять ему будет достаточно.., больше приставать не будет...». Как вы, наверное, догадались, - долго он меня не уговаривал... И вот заправка окончена.., мы огляделись (свидетели-то особо не нужны) и, улучив момент, радостный Нурик «ныряет» в люк штурманской кабины... Летим.., маршрут часа на полтора... Штурман комментирует мне происходящее у него в кабине: «Всё ему интересно, замучал вопросами, - что, да как..? Уже устал ему отвечать... Сделай-ка невесомость, чтобы помолчал малость...». Сделать невесомость (настоящую) лётчику ничего не стоит. Надо сначала сделать небольшую «горку», а затем отдать штурвал от себя так, чтобы акселерометр (прибор, показывающий перегрузку) показал ноль.., но можно и по ощущениям... Все незакреплённые предметы (карты, штурманские линейки, карандаши и т.д. взлетают и... лови их по кабине). Вобщем, делаю невесомость секунд на 10-15... Штурман заходится от смеха... Спрашиваю: «В чём дело?». «Да он взлетел к потолку, глаза с арбуз, не может понять, что случилось, хватается за что можно, но это не помогает, - всё равно болтается у потолка...», - отвечает штурман. И продолжает: «Я так серьёзно ему говорю, - это воздушная яма, держись крепче, сейчас ещё ямы будут, - а он всё это принимает за «чистую монету»... «Может хватит с него?», - спрашиваю я. «Нет, нет, - продолжай...», - отвечает штурман. Он уже забыл про свою навигацию, у него в кабине что-то вроде «циркового выступления», где в качестве клоуна выступает Нурик... И вдруг на третьем «взлёте к потолку» он кричит: «Стоп..! Хватит! Его тошнит...». Я, конечно, выровнял самолёт, но...было уже поздно.., слышу страдальческие вопли штурмана и понимаю, кабина его – испачкана... Да, получилось – «как всегда»... Когда мы зарулили на стоянку, Нурик был – «никакой», а если точнее, то – зелёный и, конечно, готовить самолёт к следующему вылету не мог... Хорошо, что курсанты вполне освоили заправку и подготовку самолёта и всё сделали сами (и кабину отмыли тоже)... Полёты не сорвались и «широкой» огласки мы не допустили... Командиры об этом так и не узнали, а то бы нам досталось как следует... Но с тех пор на мой ехидный вопрос, - «ну что, Нурик, полетели..?», - он обычно шарахался от меня, мотая головой... Да, прав оказался штурман, действительно – даже не пяти, а трёх раз оказалось достаточно.., Нурик больше не пристаёт...