???Где готовят бортрадистов ???

vitalgon80

Новичок
Вот пожалуйста подскажите...На некоторых образцах нынелетающей техники еще требуется наличие бортрадиста. Интересно,а где их (бортрадистов) обучают ??? Какие-нибудь специализированные учебные центры есть ??? Спасибо )))
 
Реклама
Это какие такие образцы? Вроде бортрадисты как и бортинженеры вымирают как класс. У нас (в ВВС) бортрадистами были прапорщики, летчики или борттехники, сдавшие зачет. В общем никто не готовил :)
 
flying, А вы попробуйте без Б/И или без радиста полетать на Ан-124 к примеру. Или без Б/Т на Ил-76. А может и на Ан-70 уже отказались от "лишних" членов экипажа? Да и на западе "геркулесы" даже после модернизации как в них нуждаются. Так что еще годков на 10-20 хватит. Может еще и вернутся к этому обратно.
А вот Б/Т сдавший зачет - это круто! И летчики особенно!
Были школы радистов, может и сейчас остались.
 
Последнее редактирование:
zloy,
так я тоже такой зачем "сдавал" у нас из радистов были ажно целых два прапорщика на полк :) Летать надо было, поэтому был вариант "без радиста" - то есть на месте радиста сидел АДОшник или АДОшник на запуске + запасной летчик и переключал частоты, связь вели летчики.либо вариант "без АДОшника", когда АДОшник был де-юре радистом, а де-факто на земле АДОшником, а в полете радистом.
Ну в общем не будем углубляться, а то еще кому-нибудь по шапке настучат, из ныне служащих
А про Русланы и Ил-76 я как-то подзабыл :) на них да, без БТ не полетаешь особо.
 
flying, Да цельный полк в Сеще. Волга-Днепр летают. Кроме того - план по возобновлению выпуска 124-х (все же рентабельная машина оказалась). Да и 76-х еще до чертиков.

Да, кстати на Ан-12 - вот там можно и без радиста (но лучше все же с ним но без АДОшника, хотя нужно попытаться сделать электрика из Б/Т).
 
в ерофлоте готовили в УТО приемущественно из техников АиРЭО ну и кое кто без этого туда тоже проскакивал в порядке "острой производственной не обходимости" либо по блату...

...в ВС СССР во времена когда срочники могли быть стрелками либо радистами их готовили в ШМАСЕ, я застал это явление еще в начале восьмидесятых, потом прапара и просекли эту лафу со всеми приятностями (год за два выслуга и т.д.) и лавочка для зольдатов и матросов закончилась.
 
А можно чайниковский вопрос? :)
Чем - Ан-124 настолько отличается от остальных самолетов (в т.ч. и грузовых), что в его экипаже обязательно должен быть радист?
Техники, операторы понятно. Бортинженер, штурман тоже в общем понятно.
А вот радист нафига?
Я понимаю, что он в экипаже по технологии работы предусмотрен. Но в чем причина такой технологии?
 
vvo, Все дело в том, что радист (его смело можно менять на борттехника по АДО) выполняется кроме своих прямых функций еще и работу оператора энергосистем. В Ил-76, Ан-12, Ан-124 - он по совместительству является еще и хозяином электрощитовой (панелей АЗС и АЗР). Кроме того на плечи радиста ложится вся дальняя связь (не УКВ), так же "секретный" радиообмен. Есть еще много чего на плечах у радиста в ВТА и ВВС. Набрать частоту на пультах командных УКВ станций могут и пилоты, Б/Т (или Б/И). Ведение связи - в принципе это не проблема. Кроме того, учитывая специфику транспортной авиации (а это работа вне базы) кто-то же должен разбираться с поломками РЭО (а при отсутствии Б/Т по АДО еще и в АО).
Так что "уход на пенсию" вышеназванной профессии - пока вопрос (во всяком случае для ДА, ВТА, гражданских транспортников).
 
немного не в тему.
мой брат был техником по АиРЭО, переучился в 1984 на Ту-134(!) б/радистом. Потом были Ил-62, Ил-76, сейчас Ан-124 в Волга-Днепр.
Надо всю электросистему и радиооборудование знать как свои пять пальцев.
 
Вспомнилось..

Однажды в Хьюстоне ночевал в отеле рядом с аэропортом.
Когда получал комнату заметил двоих ребят лет по 25, в трико и без рубашек, с голым торсом. Они у фронт деск бесплатные яблоки из корзины спустились взять.
Ну взяли, по десятку каждый, плюс поскольку в Америке с голым торсом принято ходить только на пляже - я подумал: "НАШИ!!!" И действительно пару слов обронили, по русски, крепких таких.

Ну я их спросил: "Вы, говорю, ребята откуда?"

"Из России, мы на Руслане бортрадисты-переводчики!"




Ну а где готовят их не спросил.. В другой раз!
 
Реклама
Хех)) Забавная история. Я весь топик не осилил. Но лично я так сам и предположил что в армии их и готовят. Там же смысл то везде один и тот же, а уж думаю под условия самолёта или танка сориентировать бойца у нас сумеют в армии
 
Борт-радисты переводчики это военные переводчики ,которых приписывают к армейским экипажам летающим зарубеж,т.к. пилоты не могут вести переговоры с диспечарами на английском. Они даже на Ми-8 летают)
 
Борт-радисты переводчики

точнее бортпереводчики (в обязанность которого входит переводить радиообмен и не только радиообмен) которые производятся из обычных переводчиков а радист там где в состве экипажа есть там и остается
 
Lt. Schmidt, Не совсем, мы когда летали в дальнее зарубежье, вместо штатного радиста нам в экипаж прикомандировывали радиста из Николаева со знанием английского (причем в звании не прапорщика).
 
zloy, Здравия желаю!

на каком типе, надо полагать Ан-12?

это скорее исключение чем правило :)

что легче выучить прапорщику-радисту английский как минимум на уровне хорошего иняза, либо уже готового офицера переводчика/бортпереводчика подготовить как бортрадиста специально для полетов в дальнее зарубежье (отбрасываем знание телеграфа, да и вряд ли для таких специфичных полетов к ним предявлялись эти требования)?

помнится что приграничные полки в восьмидесятых летающие в буржуинский закордон имели в штате двух-трех бортпереводчиков на полк зачастую выпускников инязов двухгодичников :)
Гвардейский полк ВТА в Паневежесе где в бурной молодости бывал ваш покорный слуга как раз имел такое обустройство: в то время эксплуатировались Ил-76е и бортпереводчиков как раз включали в состав экипажа на период выполнения конкретных полетов за кордон, в остальное время они околачивали груши, ходили в наряды и т.д.

кстати экипажи интересно смотрелись-как на картинке: в новенькой не заношеной аэрофлотовской форме и рубашки у них были образца покроя ЦУМВС (большой шик и на зависть всему остльному аэрофлоту :) ) т.е надо полагать шли с одного склада :) для наметаного глаза ерофлотовца все это выглядело довольно сюрреалистично: тяжелая техника форма ГВФ молодость ЛС относительно типа и взлетного веса ВС аэрофлотовская раскрасска и кормовая огневая установка :) (правда пушки теоретически иногда могли сниматся но локатор заднего обзора все равно оставался на месте :) )

а по поводу вашего командировочного офицера-радиста вот что мне вспомнился в начале веселых девяностых дело чести всякого уважающего себя начальства в ГВФ было бросить кость летному составу в виде обещаний международных полетов и переучивания на новую технику :) ...
...тут и там повсеместно организовывались курсы англицкого... наши начальники решили выписать нам препода откуда то из Ленинграда кажись даже из акамедии ГА... так вот что самое интересное в послужном списке этого чувака была служба типа как оператором-слухачом на одном из флотов заключалось это в летании вроде бы как на Ил-38 и слушание живого эфира авиации противника подозреваю что по "совместительству" ему возможно вменялись обязанности офицера РЭБ... ...так что возможно что ваш командировочный из этой гвардии :)

если чесно то самому бы хотелось узнать по подробнее про эту редкую специализацию летного состава (имеется в виду слухачей)

Всем спасибо за информацию если имеется
 
Последнее редактирование:
Lt. Schmidt, Вы правы, эти переводяги были как раз из разряда слухачей. Я подозреваю, что в Никовлаеве они не груши околачивали. У нас в Борисполе штатных радистов-англичан не было (не путать с радистами, которые знали английский). Я тоже знал английский (причем очень не плохо для того, что-бы вести связь), но меня и радистов наших вряд ли допустили к самостоятельному ведению оной. Кроме того, подарок в виде прикомандированного переводяги были всегда. Ну а форма ГВФ - так это повсеместно было. Мы сами полюбляли на нашем "флаге" проконать под граждан перевернув шапку кокардой назад, что бы заправку обеспечить (и как ни странно - проходило).
А вот по поводу радиосвязи - были варианты, когда переводягу давали вместе с нашим штатником. Выглядело довольно интересно - по рускоязычным маршрутам - наш, по англоязычным - командировочный (причем оборудование он знал как связное, так и самолетное). Было прикольно за ним наблюдать, как он грамотно действовал при отказе генератора (а вы говорите не готовили).
Были варианты, когда переводяга (я так полагаю из диспетчеров) просто вели связь вместе с нашим штатником.
Но не забывайте, мы то были обычные ВВС, а не ВТА.
 
Раньше готовили в городе Канск Красноярского края, там находилась ШМАС по подготовке воздушных радистов. Сейчас не знаю есть эта школа или нет, когда МО стал Сердюков, все ШМАС почти сократили.
 
Попробуй обратиться в АУЦ УИ ГА(бывшее название Ульяновское ВАУ ГА) или в Уральский УТЦ, эти вроде готовили с нуля для местной Екб грузовой авиакомпании Авиакон Цитотранс, которые исключительно летают на Ил-76.
 
Вопрошавший уж на пенсию вышел, если в армейскую авиацию пошел радистом)
 
Назад