Страницы истории ВВС Северного флота…
« 20 августа 1981 года (44 года назад) на аэродром Североморск-2 произошла авария самолета Бе-12 бортовой номер "78" из состава 403-го отдельного противолодочного авиаполка ВВС Северного флота. Командир экипажа – кандидат на должность командира корабля военный летчик 3-го класса старший лейтенант Александр ЦВЕТКОВ.
Днём в простых метеоусловиях экипаж выполнял тренировочный полёт по системе посадки за шторкой.
Посадку экипаж выполнил на повышенной скорости 225 км/ч на два основных колеса с перегрузкой 2 единицы с последующим отделением самолета от земли до высоты 4 метра. Повторное приземление было произведено с креном 3-5 градусов с опережением на левое колесо на скорости 175 км/ч с перегрузкой 4,5 единицы. В результате левая стойка подломилась и самолет левым поплавком коснулся ВПП, в результате чего поплавок с пилоном и частью консоли (1,5 метра) отломился. Самолет на днище с левым разворотом сошёл с ВПП, зацепив левой плоскостью земляной бруствер, развернулся на 180 градусов и остановился в 177 метрах слева от ВПП и в 600 метрах от торца ВПП.
В момент первого касания ВПП помощник командира корабля старший лейтенант Станислав АБДУЛИН убрал РУДы (рычаги управления двигателями) до режима «Земной малый газ» (0 градусов по УПРТ – указателю положения рычагов топлива) и снял винты с упора. Через 1-2 секунды после отделения самолета дал РУДы до 50 градусов по УПРТ, что привело к дальнейшему отделению самолета.
Командир экипажа, пытаясь предотвратить дальнейший отход от ВПП, вывел штурвал в нейтральное положение, но в виду малой эффективности рулей отход самолета предотвратить не удалось.
На высоте 4 метра помощник командира корабля опять убрал РУДы до «земного малого газа» (0 градусов по УПРТ), что привело к созданию отрицательной тяги и большой вертикальной скорости снижения. После повторного приземления при уклонении влево экипаж использовал торможение правого колеса, по команде РП зафлюгировал винты, перевел противопожарную систему в положение «Ручное» и привел её в действие. После остановки обесточил самолет. Экипаж невредим. Самолет получил серьёзные повреждения и восстановлению не подлежал.
Причина – выпуск в полет неподготовленного экипажа, недисциплинированность помощника командира корабля, выразившаяся в грубом нарушении Инструкции экипажу самолета Бе-12.«