Страницы истории ВВС КСФ…
«21 июля 1985 года (40 лет назад) в Норвежском море в 80-ти милях юго-западнее Лофотенских островов на такр «Киев» произошла авария самолета вертикального взлёта и посадки Як-38 из состава 279-го окшап ВВС Северного флота, лётчик – командир отряда майор Иван Дмитриевич ЛУКАШУК.
Днем в простых метеоусловиях лётчик выполнял тренировочный полет с корабля на атаку морской цели.
При выполнении захода на посадку на корабль после запуска ПД (подъёмных двигателей) и поворота сопел ПМД (подъёмно-маршевого двигателя) в положение «Вертикаль», летчик обнаружил погасание табло «Малый газ ПД-1». На высоте 150 метров и скорости 360 км/ч лётчик ощутил опускание носа самолета, парировал его взятием РУС на себя и принял решение об уходе на 2-й круг, увеличил мощность двигателей и перевел сопла ПМД в положение 25 градусов с одновременным отворотом влево с креном 5 градусов. Самолет энергично увеличил угол тангажа. На высоте 60 метров по достижении на угла тангажа более 45 градусов на кабрирование сработала автоматического катапультирования СК-ЭМ. Лётчик приводнился на парашюте.
Для эвакуации лётчика с места аварии были направлены вертолет и катер с борта крейсера «Киев». Из-за полученных ушибов лётчик не смог самостоятельно подцепиться к гаку лебедки с вертолета-спасателя. Это было сделано с помощью английских моряков с эсминца «Newcastle», подоспевших к месту приводнения на катере. Через 20 минут майор И.Лукашук был доставлен вертолетом Ка-27пс экипажа капитана А.Салехова на такр «Киев».
Причину аварии установить не представилось возможным из-за отсутствия самолета и регистратора параметров полета. Наиболее вероятной причиной явилось выключение первого подъёмного двигателя на переходном режиме при переводе поворотных насадок реактивного сопла в положение "Вертикаль".
Через 6 лет, 25 июня 1991 года, майор И.Лукашук погиб в авиакатастрофе на СВВП Як-38м при выполнении полетов на аэродроме Саки-4.»