Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
.
Сегодня — 130 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина — выдающегося советского
авиаконструктора, трижды Герой Социалистического Труда , единственного лауреата семи
Сталинских премий,
генерал-полковника инженерно-технической службы, академика АН СССР.

Это имя в истории авиации — символ побед. Сергей Ильюшин, человек и самолёт, прижизненно признанный великим авиаконструктором. Один из маяков, на которых принято было равняться, хотя он стремился не к славе, а только к профессиональным рубежам, постоянно поднимая планку.

Жизнь С.В.Ильюшина вмещает почти всю историю русской авиации от первой «Авиационной недели», в проведении которой он участвовал в качестве землекопа, до первого старта широкофюзеляжного пассажирского самолёта Ил-86, созданного его учениками.

Он был младшим, 11-м ребенком в крестьянской семье в вологодской деревне Дилялево. Жили они небогато, но в церковно-приходскую школу мальчик поступил уже грамотным.

В 15 лет Сергей ушёл на заработки — как и многие его однолетки. Ильюшин скитался по городам и весям, пока не подвернулась работа, которая перевернула его жизнь. Он устроился землекопом и чернорабочим на ипподроме в Санкт-Петербурге.

И тут — на счастье — ипподром переоборудовали под лётное поле, и во время первой авиационной недели в Петербурге в 1913 году Ильюшин оказался в нужное время в нужном месте. С тех пор у него была одна цель.

Во время Первой мировой Ильюшин окончил солдатскую школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба, а осенью 1921-го поступил в Институт инженеров Красного Воздушного флота, через год ставший академией Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. Там Ильюшин сконструировал свой первый планер «Мастяжарт»
(Мастерские тяжелой артиллерии в Лефортово, где строился летательный аппарат), стал участником всесоюзного слёта планеристов в Коктебеле.

С 1936 года Ильюшин — главный конструктор КБ при авиазаводе имени Менжинского. С тех пор ему почти всё удавалось.
Трудно представить себе более безупречную и счастливую судьбу. Его ценили коллеги, уважали ученики, жаловали власти. Сталин однажды даже пригласил авиаконструктора погостить несколько дней на знаменитой кунцевской даче.

Вся его жизнь протекала от самолёта к самолёту, шаг за шагом. Была у него заповедь: «Если хочешь сделать что-то серьёзное, то за восемь рабочих часов ничего не сделаешь». Каждый самолёт — это целая история, от замыслов и споров до внедрения и испытаний. А потом — выпуск, а потом — усовершенствования и, наконец, замысел следующей модели.

На ильюшинской машине ЦКБ-26 лётчик-испытатель Владимир Коккинаки поставил 17 июля 1936 года первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией. Это был рекорд высоты на сухопутном самолёте с
коммерческой нагрузкой в 500 кг - 11 458 м.

А потом больше рекордов. Самым известным оказался перелёт из подмосковного Щёлкова в Спасск-Дальний на бомбардировщике ЦКБ-30, продолжавшийся более суток. Это был рекорд дальности полёта — 7580 км. И Коккинаки, и штурману Александру Бряндинскому тогда присвоили звания Героев Советского Союза.

Ил-2 — не просто самолёт, это крылатый символ Великой Отечественной. С этим штурмовиком Красная армия прошла всю войну. Пехота прозвала бронированную машину весом в четыре с лишним тонны летающим танком. Герой Советского Союза Нельсон Степанян именно на этих машинах потопил 13 немецких судов, сбил 27 самолётов, уничтожил пять мостов и привёл в негодность почти 700 единиц вражеской боевой техники.
На «Илах» летал во время войны и Георгий Береговой — единственный в истории лётчик, награжденный звездами героя и за фронт, и за космический полёт. Ему принадлежит и самый, пожалуй, выразительный отзыв о «летающем танке»: «Сделан был Ил-2 добротно. Отличная машина! Мужицкая, потому что неприхотлива, надежна. Горели мы, конечно, ведь в лоб фашиста расстреливали, но Ил спасал нас, потому что можно было сесть и на болоте, и в лесу, и на переднем крае… Бронированный корпус берег лётчика… Лопасти винта погнешь на вынужденной, а потом на аэродроме механик берет кувалду, выправит, ну и снова летишь… В общем, нашенская была машина, она выручала не раз, а потому ей, а значит, и Ильюшину, жизнью своей обязан!»

307 боевых вылетов в годы Великой Отечественной совершил Василий Васильевич Решетников, умерший 20 марта 2023 года в возрасте 103 лет. Летал он за штурвалом дальнего бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф).

В начале войны и за фронтовые, и за тыловые заслуги награждали скупо. Но вскоре после парада 7 ноября 1941 года, когда участь битвы за Москву еще не решилась, вышел указ о награждении Ильюшина званием Героя Социалистического Труда. В годы войны заводы СССР выпустили около 137 тыс. самолётов. Из них 48 тыс. — больше трети — «Илы»!

Самый массовый реактивный бомбардировщик в истории авиации — Ил-28. Еще одна передовая машина, сохранявшая лидерство в своем классе с конца 1940-х годов до середины 1950-х.

Сразу после войны Ильюшин продолжал разрабатывать и боевые самолёты, но всё больше времени и сил отдавал пассажирской авиации. Ещё в военные дни он стал делать наброски машин для мирного будущего, когда путешествия станут важнее бомбёжек.

Так появился Ил-14, имевший множество модификаций. В полярной авиации он оставался незаменимым долго.

Следующая машина ОКБ Ильюшина, Ил-18, стал на полтора десятка лет одним из основных магистральных самолётов «Аэрофлота».
В начале 1960-х годов правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный пассажирский самолёт мирового уровня, который мог бы без посадок летать из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. Межконтинентальный лайнер Ил-62 по тогдашней традиции сдали в эксплуатацию к праздничной дате — 50-летию Октября. Долгое время Ил-62 был и официальным правительственным самолётом для глав Советского Союза и России.

Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации.

 
У меня есть друзья, кто летал на Ил-18, Ил-62, Ил-96. Все очень хорошо отзывались.
Мой однокашник, Михаил Казаков, после училища годик полетал на Ан-24 в Быково, редкий случай, чтобы перейти сразу на Ил-62.
Летал в Домодедово на Ил-62, Ил-96, потом в Шереметьево на Ил-96. Хвалил этот самолет, в шутку, когда спрашивали, где он работает, говорил, что ездит на ЗИЛ-96. Всю жизнь дальнобойщик.Теперь несколько лет он КВС Боинг-777. Собственный рекорд у него - перелет без промежуточной посадки на Ил-96М из Москвы в Сидней, на выставку. Если правильно помню, 17 часов летели.
Ил-96 не убил ни одного пассажира, надежный самолет и гоняет на скорости до 0,86М, хорошая скорость.
Двигатели бы поэкономичнее, но ставили Роллс-Ройсы и Пратт&Уитни, сам их видел в Шереметьево.
Но это не вина КБ Ильюшина, это наша общая проблема двигателестроения. Но надежность на высоком уровне, не зря эти самолеты, современные модификации Ил-96, до сих пор заказывают в СЛО, правительственный отряд.
 
Последнее редактирование:
Меня в его биографии больше всего поразил этот факт. Одиннадцатый ребёнок
в крестьянской семье, родившийся в Вологодской глубинке и ставший одним
из выдающихся авиаконструкторов не только СССР, но и мира!
 
Последнее редактирование:
Помню в старые добрые времена, когда мы были молодыми и красивыми, "трансатлантический" рейс на АН-24 Симферополь - Жданов - Северодонецк.
 
Много раз наблюдал их полёты
В С-2 (Сафроново - 1) вместе с нашим
противолодочным вертолётным полком
базировался 403 отдельный противолодочный АП,
оснащённый Бе-12. Летали вместе с ними с одной полосы.
Помню глиссада проходила в метрах 500 от пятиэтажки, в которой я жил с семьей. Плановые полеты выполнялись практически четыре дня в неделю, днём и ночью.
Засыпали под звуки взлетающих (заходящих на посадку) самолетов (вертолетов) и просыпались.
Причём к этому очень быстро привыкаешь, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
 
Последнее редактирование:
Люди,наверное, были другие!..
В прошлом году , я писал, и это совершенно не шутка, жители села Шигоны обратились в аппарат с предложением закрыть Сызранское училище или перенести его в другое место..
Видите ли, летающие вертолеты мешают смотреть телевизор и отдыхать!
 
Видите ли, летающие вертолеты мешают смотреть телевизор и отдыхать!
Примерно такая же история. Только начали эксплуатировать Агусту109е как народ (согласен с Вами - другой) начал возмущаться. Это при том, что мы утром улетели, вечером прилетели, а то и вообще по нескольку дней отсутствовали. Дошли до городских властей. Приехала комиссия и спецы с аппаратурой. Установили её в районе жилых зданий. Мы выкатили аппарат, запустили двигатели и стоим молотим на МГ. А специалисты замеряют уровень децибел. В это время проезжал трамвай, пути которого лежали между вертолётом и домами. В этом районе это был единственный общ.транспорт. В результате шум от него оказался выше, чем от вертолета. Конфликт был исчерпан. Ну не лишать же людей единственного транспорта...)))
 
Визг трамвая для народа был родным фоном.
...мне вот тоже с детства милее рёв и звон в окнах от "ревущего зверя", ...а сейчас, хоть и глухой, но как проедет мопед, так сразу режет слух.
 
Надо было трамвай отменить. Просили тишины - получайте.
 
В Германии к этому не хотят привыкать. Постоянные жалобы и требования. В большинстве аэропортов действует запрет на ночные полёты. Для разрешённых разработан способ посадки с минимизацией шума. Аэропорты установили аппаратуру контроля уровня шума с индикацией онлайн в Интернете. Стоимость проживания в районе аэропортов снижена...
 
Германии к этому не хотят привыкать.
Когда служил в ЧССР ночные полёты только до 24.00,местным жителям из деревень возле аэр. денежная компенсация. Доходило до курьезов, проходили письма что после перехода сверх звука сдохло столько-то кур или перестали нестись и пр. Было такое.
 
Добрый день Всем и хорошего настроения!

А, у нас сегодня солнышко , тепло и обещают сегодня температура +17!
А, ещё у меня вчера орхидея расцвела, красота, любуюсь !
 
Последнее редактирование модератором:
Да, в Джепсене есть такие ограничения у некоторых аэропортов, например, ограничение использования реверса в ночное время, если это не угрожает безопасности.
Хорошо помню, что в Шереметьево взлетали как обычно, а в году 1992-м ввели процедуру уменьшения шума на местности.
Стали после взлета набирать высоту 1000 м с закрылками во взлетном положении, потом убирали. Если и пролетишь над домами, то уже на высоте 1 км, а для громкости это расстояние важно.
Еще ширину коридоров в московском аэроузле урезали до 4 км, отклоняться можно до 2 км влево и вправо. Отклонялись вообще-то, от тех же кучевок, но диспетчер уже мог ругнуться, если не по согласованию.
Во Внуково схемы подхода и выхода понаделали замысловатые, кругом запретные зоны понаставили.
В Сыктывкаре аэропорт в самом городе, давно было, что первый вылет по расписанию в 7:00. В мороз за километры слышишь гул, значит, 7 утра, Ту-134 в Москву полетел И пошло-поехало, аэропорт каждое утро с этого времени начинал гудеть как пчелиный улей, утренний разлет Ан-2, Ми-2, Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ту-134. Рейсов было в разы больше, чем сейчас.
 
А, у нас сегодня солнышко , тепло и обещают сегодня температура +17!
А у нас в Храброво уже +17, аномально для конца марта. У нас обычная температура даже для апреля 12 - 15 градусов.
В Гагарине (аэропорт Саратова) сейчас +12. Фактическую погоду смотрю по американскому сайту, они всё про нас знают, еще и карта удобная: SkyVector: Flight Planning / Aeronautical Charts